Церковь Смоленской Богоматери
Церковь Смоленской Богоматери

Церковь Смоленской Богоматери

Кирпичное оштукатуренное и побеленное здание, выстроенное в стиле классицизма и практически утратившее ныне черты культовой постройки, - это все, что сохранилось до настоящего времени от культового комплекса. В нач. XVII в. здесь существовала деревянная церковь Рождества Христова. Сожженная отрядом А. Лисовского она была восстановлена в 1654 г., но уже в камне. В 1799 г. (по другим сведениям в 1760 г.) рядом с ней был выстроен летний храм во имя Смоленской иконы Богоматери. Храмы стояли на небольшой прямоугольной площади и до нач. XX в. церковная территория была обнесена деревянной изгородью, лишь в 1910-е годы ее сменила кирпичная ограда с металлической решеткой. Объемная композиция утраченной ныне невысокой Рождественской церкви, характерная для сер. XVII в., была близка храмам соседнего Солигалича - прежде всего это проявилось в своеобразной тесной группировке маленьких глухих главок, венчавших компактный четверик, и облике восьмигранной шатровой колокольни с четырехгранным нижним ярусом. В трапезной был устроен придел во имя Архангела Михаила. В 1-ой четв. XIX в. фасады церкви были переделаны: изменена форма оконных проемов, появились крупные полуциркульные окна второго света на боковых фасадах и строгие сандрики над окнами трапезной и перестроенного алтаря. В архитектуре Смоленской церкви, стоявшей севернее Христорождественской, прослеживаются два этапа строительства: объемная композиция и декор четверика, выдержанный в формах раннего классицизма, относятся к 1799 г., а примыкающий с севера придел Василия Блаженного появился несколько позже. Видимо, тогда же был перестроен алтарь и частично изменен декор в нижней части храма. Четверик завершался высокой изогнутой кровлей с ложными окнами-люкарнами и пятью главами на вытянутых барабанах (у боковых глав они были глухими). Первоначальный декор храма отличался изяществом и тонкостью проработки. Трапезная с северным приделом по характеру фасадного убранства отличалась от храмового четверика и тяготела к более поздней фазе классицизма. Арочные окна, световые и ложные, были помещены в прямоугольные ниши, плоскости стены между нишами на западном фасаде были обработаны горизонтальным рустом. В объеме существующего ныне трехэтажного сооружения с трудом читается нетрадиционная для своего времени композиция из двусветного четверика с прямоугольной в плане апсидой и небольшой трапезной с северным приделом. В настоящее время храм лишен пятиглавия, апсида и трапезная надстроены до высоты венчающего карниза четверика. На боковых фасадах четверика храма фрагментарно сохранились четырехколонные портики, прежде завершавшиеся треугольными фронтонами, и каннелированные пилястры в простенках между окнами второго света, поддерживающие антаблемент с профилированным карнизом, дополненным поясами сухариков. Для раннего этапа классицизма характерно также оформление фасадов плоскими прямоугольными нишами, в которых помещены частично заложенные в настоящее время окна - арочные с замковыми камнями в перемычках в первом свете и прямоугольные с сандриками во втором. Трехчетвертные колонны портиков сохранили остатки композитных капителей, отличавшихся тонкой, изысканной моделировкой. О первоначальной архитектурной обработке апсиды и паперти позволяют судить забитые в настоящее время штукатурным наметом оконные ниши и скругленные в раскреповках углы. Интерьер искажен двумя яруса плоских перекрытий, несколькими кирпичными стенками и деревянными перегородками. Сводчатые перекрытия разобраны.