Церковь Николая Чудотворца
Церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца

Один из своеобразных образцов провинциального культового зодчества эпохи классицизма. Сельский приходской храм, типология которого характерна для Галичского уезда, отличается оригинальностью объемной композиции. Каменная церковь Николая Чудотворца с приделами Преображения, Ильи Пророка и Параскевы Пятницы возведен в 1820 г. Церковная территория была окружена каменной оградой с железными решетками и угловыми башнями – от нее сохранился лишь один пилон восточных ворот. В 1898 г. под наблюдением архитектора Н.И. Горлицына трапезная была расширена к западу с устройством теплой паперти и еще одного придела с юга. В 1880 г. при храме была построена каменная богадельня со школой в память коллежского советника Сергея Кудрявцева. Кирпичные стены храма покрыты известковой обмазкой и побелены. Церковь стоит на холме в центре территории бывшего села, у развилки дорог. Центрально-симметричная композиция здания, состоящая из храма типа восьмерик на четверике с низким полукруглым алтарем и чуть более широкой протяженной трапезной, над западной частью которой возвышаются два четверика колокольни, нарушена выступающим объемом южного придела со скругленной апсидой. Объем храма весьма своеобразен. В двусветном четверике основная часть боковых фасадов, зажатая между выступами угловых пилонов, имеет изломанную конфигурацию: центральная ось трехосевой композиции выделена легкой раскреповкой, подчеркивающей местоположение бокового входа, а боковые скошены; в западающих углах поставлены тосканские колонны на профилированных базах. На всех четырех фасадах четверик завершается неполным антаблементом и крутыми треугольными фронтонами. Невысокий восьмерик, завершенный восьмилотковой крышей с пятью чешуйчатыми главками на низких граненых глухих барабанах, поднят на более широком постаменте с развитым карнизом. По странам света восьмерик храма прорезан трехчастными окнами по типу серлиан. Проемы не имеют обрамлений. В композиции венчания храма ощущаются неизжитые традиции барокко: основные грани восьмигранных барабанов глав с активно раскрепованными карнизами украшены прямоугольными нишками, а узкие диагональные – пилястрами с волютообразным расширением в нижней части. Убранство фасадов алтаря, боковые стены которого отмечены легкими раскреповками, трапезной и южного придела исключительно лапидарно и ограничено невысоким гладким цоколем и плоскостным карнизом, дополненным гладкой полосой фриза. Прямоугольные окна здесь также лишены каких-либо украшений. Все ярусы колокольни декорированы одинаково: Высокие сквозные арки оформлены двухколонными портиками из двух полуколонн, поддерживающих в двух нижних ярусах неполный антаблемент с треугольным фронтоном, а в верхнем – многопрофильный карниз. Высокая кровля гуськовых очертаний увенчана барабаном, аналогичным барабанам глав храма, с купольной кровлей в основании утраченного шпиля. Восьмерик храма перекрыт восьмилотковым сводом. Переход от четверика к восьмерику осуществлен с помощью тромпов. Трапезная имеет сомкнутый свод, а паперть и южный придел – плоский потолок. В главном алтаре храма фрагментарно сохранилась масляная живопись 3-й четв. 19 в., исполненная в позднеакадемической манере. По сторонам восточного окна размещены, подобно картинам в рамах, по три клейма, составленные в блоки: на северной стороне «Тайная вечеря» с фигурами двух святителей по сторонам, на южной – «Снятие со креста» и фигуры двух святителей. В южном приделе фрагментарно сохранились росписи нач. 20 в., исполненные маслом в духе позднего академизма. Здесь присутствуют сцены «Рождества Христова», «Рождества Богоматери», «Возвращения блудного сына», а также образ Серафима Саровского.