Церковь Архидьякона Стефана
Церковь Архидьякона Стефана

Церковь Архидьякона Стефана

Сельский приходской храм типа восьмерик на четверике, строгий декор которого характерен для позднего классицизма. Село Махрово в 19 в. находилось в вотчине небогатых помещиков Френевых. Каменный храм на погосте, расположенном неподалеку от села, был возведен в 1840 г., заменив собой старую деревянную церковь. Его главный престол был освящен в честь Введения, а теплые приделы в трапезной – в честь Параскевы Пятницы и Архидьякона Стефана. В 1889 г. трапезная храма была расширена к западу двумя палатками по сторонам колокольни. При ремонте храма в нач. 2000-х гг. заново выложены своды трапезной, арочные проемы во втором ярусе колокольне растесаны до прямоугольных, изменена форма входного проема на паперти западного фасада и не восстановлен фигурный аттик над ним, фрагментарно сохранявшаяся настенная роспись сер. 19 в., исполненная маслом в академической манере, уничтожена. Стены здания сложены из кирпича и побелены по известковой обмазке. Церковь живописно расположена на высоком берегу Вексы. Центрально-осевая композиция церкви состоит из храма типа восьмерик на четверике с пониженной полуциркульной апсидой, более широкой трапезной с поперечной вальмовой кровлей и трехъярусной колокольни с симметричными боковыми палатками и небольшой пятигранной закрытой папертью перед западным фасадом. Стройный четверик с треугольными фронтонами в завершении всех фасадов служит основанием для невысокого восьмерика с более узкими диагональными гранями, завершенного купольной кровлей с полицами и увенчанного миниатюрной главкой. Все элементы объема объединены невысоким гладким цоколем и полочкой в основании прямоугольных окон (на южном фасаде частично срублена). На боковых фасадах вход и два прямоугольных окна во вдавленных рамках по его сторонам вписаны в крупную арочную нишу с профилированным архивольтом, отмеченным трехчастным замком. Обрамлением этой композиции служат широкие гладкие лопатки, поставленные с отступом от углов, и венчающий карниз с сухариками, нижняя полочка которого слита с плоскостью лопаток. Узкий профилированный карниз делит стены восьмерика на два яруса. Грани восьмерика, кроме восточной и западной, прорезаны арочными окнами, соединенными на уровне подоконников двухступенчатой полочкой, горизонтали которой вторит широкий венчающий карниз с несложными профилировками. Декор апсиды, трехоконной трапезной и палаток с парами окон на боковых фасадах ограничен гладким цоколем, подоконной полочкой и ступенчатым карнизом. Углы палаток оформлены огибающими лопатками. Более развито было фасадное убранство паперти: проем входа, прежде прямоугольный, а ныне с лучковой перемычкой, акцентирован пилястрами, которые ранее поддерживали фигурный фронтон с арочным киотом в центре и двумя квадратными нишками по бокам, боковые грани прорезаны прямоугольными окнами, а срезанные угловые грани обработаны дощатым рустом. Два верхних четверика колокольни имеют идентичную композицию: арочные проемы звона (на втором ярусе заменены прямоугольными) фланкированы полуколоннами, несущими многоступенчатый карниз с сухариками. Над четырехскатной кровлей вознесен восьмигранный глухой барабан с вытянутой каплевидной главкой. Основные грани барабана украшены прямоугольными нишами, а узкие диагональные – пилястрами, крепующими неширокий венчающий карниз. Внутри переход от четверика к восьмерику, перекрытому восьмилотковым сводом, осуществлен с помощью цилиндрических тромпов. Алтарь, перекрытый цилиндрическим сводом с конхой и распалубками над окнами, открыт в основное пространство широкой аркой. Арочный проход связывает храм с трапезной, перекрытой сомкнутым сводом, усложненным распалубками над окнами. Характерной особенностью трапезной является дугообразная форма восточной стены. Первый ярус колокольни перекрыт коробовым сводом, а боковые палатки – сомкнутыми сводами с распалубками над проемами. Паперть имела плоский потолок.