Церковь Покрова
Церковь Покрова

Церковь Покрова

Церковь Покрова обладает традиционной продольно-осевой композицией. К пятиглавому храму типа «восьмерик на четверике» примыкают более узкая прямоугольная в плане апсида с полукружием на востоке и более широкая трапезная со скругленными углами. Грани восьмерика, расположенные по странам света, шире диагональных. Цилиндрические барабаны храма несут луковичные главки. Барабаны угловых глав глухие, световой центральный барабан возвышается над купольной кровлей. Небольшой прямоугольный в плане притвор связывает трапезную с трехъярусной колокольней, состоящей из последовательно убывающих вверх четвериков. Первый и второй ярусы имеют срезанные углы, третий увенчан глухим барабаном со шпилем. Двусветные трехосевые фасады четверика оформлены четырехколонным портиком с треугольным фронтоном. Массивные, далекие от канонических норм капители колонн состоят из нависающих друг над другом полочек. Фриз и карниз антаблемента над колоннами раскрепованы. Прямоугольный входной проем и окна первого света акцентированы трехчастными клинчатыми замками. Окна второго света круглые. Широкие грани восьмерика прорезаны тремя окнами, сгруппированными по схеме серлианы: по сторонам более высокого арочного проема помещены прямоугольные окна. Между угловыми главами храма расположены крупные полукруглые кокошники — неожиданные реминисценции древнерусской архитектуры. Гладкие стены апсиды, трапезной и паперти расчленены прямоугольными окнами с трехчастными клинчатыми замками. Ярусы колокольни прорезаны арочными проемами, которые в двух нижних объемах фланкированы тосканскими колоннами, несущими треугольный фронтон, а в верхнем — пилястрами того же ордера. Внутренняя структура храма не полностью отвечает внешним объемным формам. Четверик перекрыт сомкнутым сводом, который прорезан световой ротондой с куполом, в шелыге которого устроено круглое отверстие барабана. Интересен прием объединения окон первого и второго света, которые заключены в единые глубокие ниши с лучковыми перемычками. Апсида перекрыта коробовым сводом. Помещение трапезной расчленяется подпружными арками, которые опираются на стены и два крещатых столба, сильно смещенные к востоку. Основное пространство перекрыто тремя коробовыми сводами с распалубками, восточные компартименты — крестовым (в центре) и двудольными (в угловых частях) сводами. Из паперти, имеющей плоское перекрытие, поднимается кирпичная лестница на второй ярус колокольни, выше ведет деревянная лестница. Первый ярус колокольни в средней части перекрыт плоским парусным сводом. В храме фрагментарно сохранился деревянный иконостас (1-я пол. 19 в.) в стиле классицизма, выкрашенный в синий цвет, с позолоченными деталями. Его средняя часть решена в виде триумфальной арки, поверхность которой обработана кессонами с розетками. Боковые прясла иконостаса завершены пологими треугольными фронтонами. Фриз, проходящий под восьмиугольными рамами для икон, украшен тонко прорисованным растительным орнаментом. В трапезной сохранились каркасы деревянных придельных иконостасов 2-й пол. 19 в. Два нижних ряда икон в прямоугольных рамах объединялись колонками (все утрачены). Над средней частью возвышаются три арки верхнего ряда. Настенная масляная живопись 2-й пол. 19 в. в духе академизма находится в очень плохом состоянии. В ротонде храма, в простенках, изображены Апостолы в полный рост. В основании ротонды в технике «гризайль» написан карниз с модульонами. На лотках свода расположены крупные композиции: «Благовещение» (на севере), «Рождество Христово» (на юге), «Крещение» (на западе) и «Тайная вечеря» (на востоке). На западной стене четверика также помещены композиции христологического цикла: «Изгнание торгующих из храма» и «Христос и самаритянка». Простенки между оконными нишами на южной и северной стенах четверика украшены растительным орнаментом с мотивами креста. Своеобразна живопись восточной стены над иконостасом, где в растительный орнамент включены квадраты с бриллиантовым рустом, располагающиеся симметрично по сторонам арки проема, открывающегося в апсиду. На стенах апсиды изображены «Моление о чаше» и Богоматерь с младенцем, а на своде — Новозаветная Троица. В трапезной подпружные арки обработаны тянутыми карнизами и украшены растительными живописными фризами с мотивами «плетенки».