Церковь Иоакима и Анны
Церковь Иоакима и Анны

Церковь Иоакима и Анны

Церковь Иоакима и Анны — кирпичное, оштукатуренное и побеленное здание в стиле зрелого классицизма — обладает симметричной осевой композицией, состоящей из основного объема с апсидой, трапезной и колокольни. Собственно храм — интересный пример интерпретации типа восьмерик на четверике, получившего выразительную ярусную композицию. Бесстолпный двусветный четверик храма, обработанный на боковых фасадах четырехколонными портиками, завершенными треугольными фронтонами, крыт восьмидольной кровлей, над который возвышается крупный, с зауженными диагональными гранями световой восьмерик, завершенный полусферической крышей с пятиглавием и полуглавиями, размещенными по сторонам света. Композицию дополняют треугольные фронтоны, возвышающиеся над восточной и западной стенами четверика. Более узкий прямоугольный в плане алтарь с полукруглым выступом на востоке завершен фигурной крышей, имевшей ранее небольшую главку. Просторная квадратная в плане трапезная крыта на два ската, с треугольными кирпичными фронтонами на боковых сторонах. По высоте апсида и трапезная лишь немногим уступают четверику храма. Трехъярусная колокольня с динамично уменьшающимися кверху четвериками ярусов, прорезанных арочными проемами, увенчана высоким шпилем. Весь декор выполнен из кирпича. Фасады завершены развитыми многообломными карнизами с поясами крупных кронштейнов. Окна на боковых фасадах четверика храма, прямоугольные в первом свете и круглые во втором, размещены по трем осям. В центрах устроены дверные проемы. Пластику фасадов значительно усиливают небольшие круглые нишки, расположенные над проемами первого света, замковые камни в перемычках верхних окон и сильно раскрепованные над колоннами портиков антаблементы. На гранях венчающего храм восьмерика, ориентированных по сторонам света, сделаны итальянские окна. Плоскости стен апсиды и трапезной обработаны характерными для раннего классицизма прямоугольными нишами, в которых помещены прямоугольные же окна, причем на восточном скруглении апсиды окно тройное. На фризах, проходящих по верху стен под венчающими карнизами, и над перемычками окон имеются круглые нишки, такие же, как над окнами храмового четверика. Горизонтальные членения фасадов дополняют профили, расположенные в уровнях подоконников окон. В тимпанах фронтонов трапезной сделаны полукруглые чердачные окна. Строгие пропорции колокольни подчеркивает обработка ее ярусов пилястровыми портиками с треугольными фронтонами. Усложненная система перекрытия храма — четырехдольный сомкнутый свод, открывающийся в восьмерик, перекрытый куполом — создает эффектное, хорошо освещенное пространство. На западной стене храма существовали деревянные хоры. Апсида, сообщающаяся с храмом широким арочным проходом, перекрыта конхой, трапезная — системой коробовых сводов с распалубками, опирающихся на стены и подпружные арки. В нижнем ярусе колокольни, перекрытом сомкнутым сводом, четыре мощных пилона организуют внутреннее пространство в виде равноконечного креста. На второй ярус ведет винтовая лестница, устроенная в толще кладки северо-восточного пилона. В храме и апсиде уцелели незначительные фрагменты масляной живописи 2-й пол. 19 в. Сюжеты практически не читаются, лишь в конхе апсиды сохранилось изображение Св. Духа.