Церковь Николая Чудотворца
Церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца

Яркий пример сельской приходской церкви в стиле зрелого классицизма, интересной своей объемной композицией, свойственной храмам данного региона, развитым фасадным декором и оригинальной системой перекрытий. Холм — старинное вотчинное село, расположенное на тракте Галич — Судиславль. В 1628 г. оно принадлежало И.С. Куракину, а позже — Щербатовым. Существующая каменная церковь возведена в 1814 г. Кроме этого храма существовал еще один деревянный, Собора Богоматери, находившийся в 1,5 км от села на кладбище. Построенный в 1552 г., он был обновлен в 1654 г. кн. Ф.Ф. Волконским — мужем тогдашней владелицы села А.Д. Волконской, урожденной Щербатовой. В 1960 г. кладбищенский храм перевезли в Костромской музей народной архитектуры и быта. Никольская церковь стоит на высоком месте на просторной центральной площади села. Кирпичные стены храма были оштукатурены и побелены. Основной объем представляет собой двусветный четверик с водруженным на него меньшим по площади восьмериком, увенчанным пятиглавием: центральная глава поднята на вершину восьмидольной кровли гуськового профиля, а боковые поставлены у самого ее края, над узкими диагональными гранями. Пониженный алтарь имеет скругленные и слегка заглубленные углы. Аналогично оформлены и углы трапезной, более широкой, чем четверик. Колокольня состоит из трех уменьшающихся по площади четвериков, прорезанных арками, и завершена гуськовой кровлей с люкарнами, несущей главку на граненом барабанчике. Все фасады храма окружены лентой невысокого гладкого цоколя. Декор основного объема выделяется своей пластичностью. Боковые фасады украшены портиками из четырех тосканских полуколонн с развитым антаблементом и треугольным фронтоном с полуциркульным окном в тимпане. Расположенные в интерколумниях проемы, прямоугольные нижние (средний входной) и квадратные верхние, помещены в плоские прямоугольные ниши и отмечены клинчатыми замками и надоконными досками-щитами, прямоугольными лежачими над проемами первого света и П-образными — второго. Основные грани восьмерика прорезаны тройными итальянскими окнами с центральным арочным проемом и прямоугольными боковыми; глухие диагональные грани украшены двумя полуколоннами. Декор алтаря и трапезной, завершенной треугольным фронтоном, идентичен: окна в высоких прямоугольных нишах и профилированный карниз, дополненный расширяющимися кверху ступенчатыми консольками. Ярусы колокольни, разные по пропорциям (тяжелый нижний и более стройные верхние), имеют одинаковый декор: портики из двух полуколонн, поставленных с выпуском углов, несущих неполный антаблемент и треугольные фронтоны (кроме верхнего яруса). Перекрытие основного объема отличается своеобразием и представляет собой двухъярусный восьмилотковый свод с узкими диагональными гранями, опирающийся на стены четверика и миниатюрные плоские тромпы в его углах. Боковые проемы четверика, в том числе и полуциркульное окно третьего света по центральной оси, помещены в глубокие вертикальные ниши. На своде восьмерика сохранилась орнаментальная клеевая живопись 1-й пол. 19 в. — охристые полосы-лучи, идущие от центральной розетки по ребрам с серо-голубым заполнением. В нижней части свода сохранились фрагменты живописи того же времени в технике гризайль в светло-голубых тонах. Тянутый карниз в основании свода расписан пальметками. Штукатурные тянутые рамы для композиций в простенках окон относятся ко 2-й пол. 19 в. В окнах сохранились старые кубоватые решетки.