Церковь Рождества Христова
Церковь Рождества Христова

Церковь Рождества Христова

Крупный сельский храм в стиле классицизма, отличающийся своеобразной объемной композицией и нарядным убранством фасадов. Церковь стоит на большой сельской площади у развилки дорог. Судя по надписи на стене трапезной (в ее северо-западном углу), церковь заложена в 1825 г. по заказу и на средства купца Ивана Васильева Маянского и “болярина” Николая Степановича Карцова, а освящена она была в 1832 г. К юго-западу от храма находится колодец с колесным приводом нач. 20 в. К основному объему типа восьмерике четверике с востока примыкает суженный прямоугольный в плане алтарь, а с запада — слегка расширенная протяженная трапезная в пять осей окон. С запада продольная композиция замыкается трехъярусной колокольней, прежде венчавшейся шпилем на граненом куполе гуськового профиля. Боковые фасады двусветного четверика украшены четырехколонными портиками, увенчанными треугольными фронтонами, выступающими на фоне гладкого аттикового яруса. Карнизы портика декорированы крупными двухступенчатыми консольками-мутулами. Восточная стена алтаря также украшена портиком из сдвоенных колонн по сторонам единственной оси окон. Проемы в интерколумниях (нижние вертикальные, верхние — близкие квадрату) лишены обрамлений. Стены невысокого восьмерика прорезаны полуциркульными окнами и завершены неполным антаблементом. В трапезной окна, аналогичные храмовым, также размещены в два света, а венчающий карниз аналогичен карнизу портиков. Арочные проемы двух нижних ярусов колокольни фланкированы двухколонными портиками с треугольными фронтонами, в нижнем ярусе приставным, а во втором — из полуколонн. В верхнем восьмигранном ярусе двухколонные портики декорируют глухие диагональные грани. Внутри храм перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом. Углы при переходе от четверика к восьмерику закрыты тромпами. Перекрытия алтаря и трапезной плоские, в нижнем ярусе трапезной — крестовый свод. В восточной стене трапезной по сторонам дверного проема сделаны скругленные ниши, отмечающие алтари. Масляная живопись на стенах и сводах церкви выполнена в 1911 г. в русском стиле и прописана в 1959 г. Свод храма, отделенный от стен штукатурным карнизом, разграничен полосами на восемь секторов. В диагональных написан орнамент в русском стиле, на основных гранях — сцены из жизни Христа после распятия : на восточном лотке — “Воскресение”, на южном — “Жены-мироносицы у гроба Господня”, на западной “Шествие в Эммаус”, а на северной — “Явление Христа Марии Магдалине”. На потолке трапезной в фигурной раме — “Новозаветная Троица”, в углах — святые пророки в рост. Цветовое решение росписи построено на сочетании бледно-розовых, темно-зеленых, терракотовых и белых тонов.