Церковь Воскресения
Церковь Воскресения

Церковь Воскресения

Объемная композиция и декор храма свидетельствуют о стойкости традиций костромской архитектурной школы 17 в. в культовом зодчестве Нерехтского района. Церковь стоит в центре села, рядом с приходским кладбищем. Деревня Григорцево по документам известна с 1657 г. как вотчина И.С. Телепнева, служившего русским послом в Турции. В 1658 г. Телепнев построил в Григорцеве две деревянные церкви, одна из которых была освящена в честь Воскресения. В 1798 г. на ее месте по заказу нерехтского помещика Н.А. Хомутова была возведена существующая каменная церковь того же посвящения с приделом Николая Чудотворца. К настоящему времени утрачены верхние ярусы колокольни, частично обрушен свод трапезной, окна в ней заложены, а южная стена переложена, растесан входной проем на южном фасаде храма, к колокольне с юга в недавнее время сделана пристройка. Стены здания сложены из кирпича и покрыты известковой обмазкой. Объемная композиция церкви симметрична относительно продольной оси. К поперечно вытянутому двусветному пятиглавому четверику с востока примыкает чуть зауженный пятигранный алтарь, а с запада – трапезная, равная храму по ширине, и нижний четверик колокольни – в высоту они уравнены с алтарем. Объемы здания соединены невысоким цоколем, ограниченным узкой лентой поребрика и полуваликом. Углы храмового четверика оформлены огибающими лопатками, фриз, состоящий из полосы поребрика и трехрядной пилы, отрезает аттик, в плоскости которого помещены полуциркульные кокошники – на боковых фасадах их по четыре, а на западном и восточным по пять. В них на металлических листах в нач. 20 в. написаны живописные композиции, посвященные двунадесятым праздникам (сохранились частично). Боковые фасады имеют по две оси проемов (в нижнем ярусе вход и восточнее него окно). Высокие окна с пологими лучковыми перемычками заключены в наличники с полуколонками, связанными понизу профилированными подоконниками на маленьких кронштейнах, несущими многоступенчатые сандрики с четырехлопастными кокошниками с острым килем. Входной проем на северном фасаде сохранил портал в виде полуциркульного валикового архивольта, опирающегося на полуколонки с муфтами-перебивками. В алтаре, ребра которого акцентированы лопатками, чередуются световые и ложные окна. Кокошники в завершении их наличников перерезают многополочный венчающий карниз с поребриком. Цилиндрические барабаны глав декорированы узкими лопатками и карнизами с сухариками. Единственное окно на северном фасаде трапезной оформлено рамочным наличником с ушами, небольшим замком и лучковым фронтоном из лекального кирпича. Декор нижнего яруса колокольни, соединявшегося с трапезной небольшим притвором, ограничен огибающими лопатками на углах и узким карнизом с полосой поребрика. Проем западного входа, первоначально имевшего лучковую перемычку, растесан. Храмовый четверик перекрыт поперечным лотковым сводом. Проемы на боковых стенах объединены высокими вертикальными нишами. На западной стене севернее прохода в трапезную находится ниша-сейф, сохранившая подставы металлической створки. Тремя арочными проходами храм связан с алтарем – его коробовый свод замкнут граненой конхой с распалубкой над окнами. В трапезной четырехгранный в сечении столп, на который опирается свод, смещен к югу, отделяя пространство придела. В храмовом четверике фрагментарно сохранилась масляная настенная живопись 3-й четв. 19 в., сильно переписанная маслом в нач. 20 в. с изменением стиля сюжетных композиций и образов, а также орнаментики. На своде поверх первоначальных клейм округлой формы написан Собор всех святых. Гризайльный антаблемент с редкими кронштейнами, украшенными листьями аканта, помещенный в основании свода, поновлен с сохранением первоначальной структуры и элементов декора. На стенах храма клейма с фигурами сидящих евангелистов расположены под окнами второго света. В центральных простенках между окнами храма написаны по две сюжетных композиции, из них читаются «Богоявление» в клейме арочной формы в нижнем ярусе на южной стене и «Сретение» на северной. Западные простенки боковых стен заполнены полихромными крупномасштабными орнаментальными композициями с крестами, пальметтами и лиственными побегами в круглых и прямоугольных клеймах. На западной стене фрагментарно сохранились четыре больших сюжетных компози-ции евангельского цикла, помещенные в широких гризайльных рамах. Центральное клеймо в верхнем ярусе – «Воскресение Христово», соответствующее посвящению храма. Фон между клеймами расписан измельченной полихромной орнаментикой растительного характера. Манера живописи позднеакадемическая; цветовая гамма холодная, с преобладанием серовато-синих и серовато-розовых тонов, с вкраплениями локальных зеленых, желтых, синих и красных колеров в облачениях.