Церковь Троицы
Церковь Троицы сочетает архаичные приемы и формы, тяготеющие к допетровскому зодчеству 17 в. (храм и трапезная), с барочно-классицистическими чертами (колокольня). Объемно-пространственная композиция симметрична относительно продольной оси. Пятиглавый четверик храма крыт на четыре ската, над которыми возвышаются глухие цилиндрические барабаны с луковичными главками (центральная лишь ненамного крупнее угловых). Более узкая и низкая апсида вытянута по продольной оси и очерчена полукружием. Равная по высоте апсиде прямоугольная в плане трапезная с двускатной кровлей значительно шире четверика и частично закрывает его фасады. Восточные углы трапезной, соответствующие придельным алтарям, скруглены. Над алтарем северного придела сохранилась луковичная главка на глухом цилиндрическом барабане. Трехъярусная колокольня состоит из почти равных по величине четвериков и увенчана гуськовой кровлей с квадратным в сечении глухим барабаном и невысоким шпилем. Двусветный четверик храма на углах акцентирован огибающими лопатками и по периметру охвачен поясом пилы. На южном и северном фасадах четверика расположено по одному окну первого света и по два второго. Заглубленные в прямоугольные ниши проемы имеют коробовые перемычки и обрамлены наличниками с уплощенными полуколонками, разделенными перехватами. Окна второго света выделены треугольными сандриками. На северном фасаде у примыкающей алтарной стены придела находится невысокий арочный входной проем с рамочным наличником и металлической одностворчатой решетчатой дверью. Вверху на средней оси южного, северного и восточного фасадов выложена квадратная рамка киота. Стену апсиды завершает пояс пилы, а три алтарных окна по форме и декору аналогичны окнам второго света храма. Фасады трапезной в верхней части обработаны поясом пилы и антаблементом. Скругленные восточные углы фланкированы лопатками. Северный фасад разделен лопаткой на две неравные части – с одним и тремя окнами. На южном фасаде равномерно расположены четыре окна. По форме и обрамлениям проемы трапезной близки окнам первого света храма. Ярусы колокольни со всех сторон прорезаны крупными арочными проемами. Первый и второй ярусы украшены тосканскими трехчетвертными колоннами, несущими антаблемент и треугольный фронтон. Третий обработан тосканскими пилястрами, а над его антаблементом с четырех сторон помещены круглые люкарны. Перекрытый сомкнутым четырехлотковым сводом храм соединяется арочными проемами с трапезной и апсидой. Последняя перекрыта лотковым сводом с распалубками над окнами. В трапезной плоские деревянные перекрытия по балкам. В нижнем ярусе колокольни – крестовый свод. Внутристенная лестница во второй ярус расположена в северо-восточном пилоне. Согласно храмовой летописи, роспись храма исполнили в 1768 г. костромские мастера Иван и Лука Носковы, на средства Ивана Самсоновича Шокурова. В своде алтаря развернута сцена Распятия, на его склонах помещены десять клейм страстного цикла и Воскресение («Сошествие во ад»). В простенках по сторонам восточного окна апсиды написаны две композиции: «Поминальная служба Иакова, Брата Господня» и «Сошествие Святого Духа на апостолов». Последняя сцена оригинальна по иконографии: по сторонам от Богоматери показаны две мироносицы (одна из них – Мария Магдалина), на которых, как и на апостолов, нисходит Святой Дух в виде языков пламени. В откосах окон и на стенах апсиды написаны двенадцать святителей и два архидиакона, развивающие значимую для апсиды тему литургии. Наряду со вселенскими святителями здесь присутствуют Сильвестр, папа римский, Никифор, патриарх константинопольский, и российские иерархи (московские, ростовские, новгородский). В основном объеме храма в сомкнутом своде четверика написана Троица Новозаветная в окружении девяти чинов Сил небесных, расположенных в двух ярусах, на трех лотках. На восточном лотке развернута композиция Распятия с четырьмя предстоящими, с двумя оплакивающими Христа ангелами. Она увенчивала утраченный иконостас. Стены четверика содержат пять ярусов росписи, примерно равных по высоте. В двух верхних ярусах представлены события Ветхого Завета: деяния праотцев (от Грехопадения до Смерти Омана) и деяния пророков. В трех нижних ярусах развернут евангельский цикл. Часть нижнего яруса росписи (на северной стене) отведена для сцен, прославляющих Богоматерь. Живопись в ярусах, расположенных на уровне окон первого и второго света, захватывает и оконные откосы. В перемычках оконных проемов написаны херувимы. Композиция росписи фризовая, без разбивки на клейма. В общий для каждого яруса пейзажный фон вкраплены архитектурные мотивы – портики, лоджии и даже ротонда, – которые служат кулисами для событий, происходящих в интерьере. Ковровому типу композиции соответствует цветовая пестрота живописи. Основное тепло-холодное сочетание желто-коричневого и голубого дополнено более нейтральным зеленым цветом. Для вкраплений красного и синего выбраны темные оттенки. Эскизная манера написания фонов, отказ от тщательной иконной проработки фигур, внимание к новым архитектурным мотивам позволяют считать роспись Троицкой церкви памятником переходного типа. Новое здесь проявляется и в утрате детальности письма и использовании редких изводов для ряда сюжетов. Настенная живопись в трапезной относится к посл. четв. 19 в. Композиции исполнены маслом в позднеакадемической манере. Они заключены в орнаментированные рамы. На потолке частично сохранилась большая центральная композиция (Троица Новозаветная с собором небесных сил) и одна из угловых сцен («Вознесение Господне»). На западной стене над входом написано «Благословение детей». Рамы сюжетных клейм и фоны между ними орнаментированы в гризайльной манере. Основной мотив фоновой орнаментики – сложное ленточное плетение в сочетании с крестами. Орнаменты написаны на цветных фонах. Рамы клейм декорированы растительными мотивами «под лепку». Находившийся в храме главный иконостас 2-й четв. 19 в., выполненный в стиле позднего классицизма, в 1-й пол.1990-х гг. перенесен в Воскресенскую церковь г. Нерехты.