Церковь Успения
Один из самых необычных храмов района с оригинальной объемной композицией, сложившейся в несколько строительных периодов, и фасадным декором в формах барокко. Церковь стоит в центре села на большой площади, образованной между двумя параллельными улицами, к которым обращены восточный и западный фасады храма. Об истории существующего храма документальных свидетельств не сохранилось, и судить о его периодизации можно лишь на основании натурного обследования здания. Древнее село Новленское известно с 1650 г. как центр крупной вотчины боярина Колычева. В кон. 17 в. новленская вотчина была разделена между Ф.П. Глебовым-Стрешневым и Ф.А. Воронцовым-Вельяминовым. Вероятно, потомками одного из них в 1760 г. была сооружена одноглавая двусветная церковь Толгской Богоматери с пониженным пятигранным алтарем, небольшой трапезной и колокольней. В кон. 18 в. здание подверглось существенной перестройке. Трапезную, разобрав старые стены, существенно расширили и надстроили вторым этажом – плоские междуэтажные перекрытия теперь опирались на два ряда столбов. В нижнем этаже устроили два придела – Успения Богоматери и Николая Чудотворца, а в верхнем – придел Воскресения Христова. Одновременно с этим все здание с трех сторон окружили галереями. Вдоль боковых фасадов храма галереи имели вид двухъярусной аркады, далее аркада продолжалась в уровне второго этажа трапезной. Входы на второй ярус галерей находились западнее боковых входов в храм. С запада к трапезной примыкали одноэтажные палатки, фланкирующие колокольню. Видимо, в них располагались входы на второй этаж трапезной. Несомненно, проект перестройки церкви исполнялся профессиональным архитектором, сумевшим на основе ордера создать эффектную парадную композицию здания. Возможно, на этом этапе строительства в основном храме существовали хоры с выходом на второй этаж трапезной, но к 40-м – 50-м гг. 19 столетия, когда выполнялись настенные росписи в храме, они были уничтожены. В кон. 19 в. пространство второго этажа трапезной было расширено за счет галерей, сквозные арки в которых были заложены, а западные палатки были надстроены вторыми этажами. Вероятно в этот же период были растесаны окна в нижнем этаже трапезной. В советское время здание церкви было приспособлено под школу. Колокольня была уничтожена, заложены арки галерей храма (с устройством прямоугольных окон), переложены столбы в трапезной, а ее пространство в обоих этажах было разделено на ряд помещений для классов, соединенных продольным коридором. Здание получило единую кровлю, перед западным входом появился кирпичный тамбур с бревенчатым вторым этажом. В настоящее время междуэтажное перекрытие трапезной утрачено. Большая часть алтаря разобрана в кон. 20 в. Стены церкви сложены из кирпича и побелены по обмазке. Здание, прямоугольное в плане, имеет продольно-осевую композицию и завершено вальмовой кровлей с выносным окошком на северном скате. К восточному фасаду примыкают остатки стен пониженного алтаря, к западному – прямоугольный тамбур с бревенчатой надстройкой. Многопрофильные карнизы, междуэтажный и венчающий делят фасады церкви на два яруса, а поэтажные пилястры с профилированными постаментами и тосканскими капителями членят их на ряд прясел: три из них соответствуют храму, еще три – трапезной, и одно – западным палаткам. Углы объема и граница храма и трапезной подчеркнуты парными пилястрами. Арки галерей, в основании которых во втором ярусе проходит парапет ограждения, декорированный лежачими филенками с вынутыми по дуге углами, опираются на узкие короткие пилястры. Над нижними окнами трапезной уцелели профилированные бровки с лучковым подвышением в средней части. Внутри галерей на стенах храма с характерной для времени трехосевой композицией сохранились детали первоначального декора. Окна с лучковыми перемычками и кубоватыми металлическими решелками заключены в неглубокие прямоугольные ниши и во втором ярусе окружены рамочными наличниками с миниатюрными замками и маленькими ушами в верхних углах, а в венчающий карниз введен пояс из широкой четырехрядной пилы. Внутри четверик храма перекрыт четырехлотковым сводом с круглым световым отверстием в шелыге. В алтарь ведут три арочных прохода, в трапезную – широкая арка. В храме частично сохранилась роспись 2-й четв. – сер. 19 в. Живопись выполнена с ориентацией на академические образцы, гризайльная орнаментика в нижнем ярусе росписи и на западной стене характерна для псевдо-барокко. Свод расписан двенадцатью клеймами, иллюстрирующими текст Символа веры. На границе стен и свода написан гризайльный антаблемент. На западной стене центральное клеймо с композицией «Величит душа моя Господа» имеет арочною форму, оформлено широкой рамой с пышным растительным декором, написанным в гризайли под золото по бирюзовому фону. В основании клейма изображены две колонны с композитными капителями. По сторонам в трех ярусах расположены два прямоугольных и четыре овальных клейма со сценами из Евангелия. На боковых стенах клейма расположены в трех ярусах, часть образов святых занимает боковые откосы окон. Наряду с образами патрональных святых и евангельскими сценами здесь (в среднем ярусе росписи) чередуются клейма с образами четырех пророков и шесть иллюстраций к гл. 25 Евангелия от Матфея, где сам Христос обозначает критерии праведности, которые будут иметь значение при втором пришествии. В цветовом решении клейм преобладает холодная серовато-коричневатая гамма с вкраплениями зеленых, желтых, красных и синих цветов драпировок.