Церковь Рождества Богородицы
Церковь Рождества Богородицы

Церковь Рождества Богородицы

Характерный для региона пример церкви, выстроенной в запоздалых для своего времени формах раннего классицизма с реминисценциями барокко в наружном убранстве; отличается художественной цельностью и хорошим уровнем исполнения декоративных элементов. Расположена на небольшой возвышенности, на северной окраине села, в 17 в. принадлежавшего Ф. И. Плещееву, а потом костромскому боярскому сыну Витовтову. К западу от храма находится пруд. Существующая церковь Рождества Богородицы с приделами Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца построена около 1808 г. В советское время утрачены главки барабанов у храма, иконостасы и значительная часть настенной живописи в интерьере. Кирпичные стены побелены. Продольно-осевая композиция церкви складывается из пятиглавого четверика храма, более низких равных друг другу по высоте прямоугольных в плане алтаря и трапезной и стройной трехъярусной колокольни. Алтарь уже четверика, поперечно вытянутая трапезная значительно шире. Основные объемы – четверик, алтарь и трапезная – имеют плавно скругленные и раскрепованные углы. Глухие барабаны храма – восьмигранные. Колокольня состоит из равных по ширине ярусов-четвериков, благодаря чему отличается столпообразным характером. Ее композицию венчает восьмигранный барабан с луковичной главкой. Симметрию общей продольно-осевой композиции слегка нарушает низкая палатка, примыкающая к юго-западному углу между трапезной и колокольней. Фасады церкви обладают единым характером членений и декора. Фасады храма в три оси и фасады трапезной с тремя окнами симметричны. В четверике стену разделяет междуэтажный антаблемент с гладким фризом и профилированным карнизом с сухариками и мутулами. На стенах алтаря и трапезной он продолжается в качестве венчающего. Такой же антаблемент проходит в завершении четверика храма. Скругленные углы всех объемов расчленены вертикальными филенками с полукружиями на торцах. По сторонам их фланкируют тосканские пилястры (в алтаре сдвоенные). Окна первого света храма, а также алтаря и трапезной имеют лучковые перемычки, окна второго света прямоугольные. Все проемы заключены в рамочные наличники с ушами и сережками. Наличники двумя вертикальными стойками соединены с сандриками, прямыми у нижних проемов и треугольными у верхних. Расположенные на средней оси южного и северного фасадов входные проемы выделены полуциркульными архивольтами с клинчатыми замками, а их рамочные наличники усложнены фигурными ушами с сережками. Ярусы колокольни на всех фасадах прорезаны арочными проемами (в первом ярусе их верхняя часть ложная), фланкированными тосканскими колоннами. В двух нижних ярусах они образуют портики с треугольным фронтоном. Свод в завершении колокольни акцентирован круглыми люкарнами с треугольными фронтончиками. Бесстолпный четверик храма перекрыт сомкнутым четырехлотковым сводом. Проемы первого и второго света на южной и северной стенах заглублены в единые вертикальные ниши. Три арочных проема ведут в алтарь, широкий арочный проем – в трапезную. Алтарь перекрыт полулотковым сводом, бесстолпная трапезная – лотковым, над всеми окнами выложены щековые распалубки. На восточной стене трапезной по сторонам прохода расположены округлые в плане арочные ниши придельных алтарей. Узким проемом трапезная сообщается с юго-западной палаткой, перекрытой коробовым сводом. В первом ярусе колокольни – крестовый свод. В толще северной стены устроена кирпичная лестница во второй ярус. В храме сохранились лепные антаблементы, относящиеся к первоначальному оформлению интерьера в стиле раннего классицизма, исполненные в 1-й четв. 19 в.: нижний проходит в средней части стен, верхний – в основании свода. Их фризы содержат характерный для времени и стиля лепной орнамент в виде бегущей волны. На стенах храма фрагментарно сохранилась масляная настенная живопись, исполненная в 1910-х гг. и являющаяся провинциальным подражанием стилю модерн. В целом она ориентирована на образцы церковной живописи круга М.В. Нестерова. В алтаре над окном написана сцена «Явление Христа ученикам на пути в Эммаус». В основном объеме храма на западной стене в верхнем ярусе росписи в трех больших клеймах представлены евангельские композиции: «Богоявление», «Нагорная проповедь» (?) и «Благовещение». На боковых стенах шесть клейм, иллюстрируют Заповеди блаженства – они расположены в нижнем ярусе росписи, над оконными и дверными проемами. Многочисленные клейма с образами избранных святых расположены в откосах окон и дверей, а также в простенках. Фоны между клеймами заполнены характерной для времени и стиля растительной орнаментикой и крестами. В сводах оконных проемов написаны херувимы. Цветовая гамма росписи холодная, приглушенная, с преобладанием серовато-коричневатых и серовато-розовых тонов. Приглушенные оттенки основных цветов присутствуют также в орнаментике и в изображении драпировок. В нимбах и в декоративных элементах использовано золочение. Судя по хорошо сохранившейся живописной композиции в алтаре, мастер осокинской росписи хорошо владел рисунком академического типа и умел передавать пластику драпировок.