Церковь Казанской Богоматери
Церковь Казанской Богоматери

Церковь Казанской Богоматери

Выразительный пример сельского храма распространенной в регионе типологии с декором в стиле раннего классицизма с отдельными барочными чертами. Кирпичная, покрытая снаружи известковой обмазкой и побеленная церковь построена в 1817 г. Во 2-й пол. 19 в. трапезная и колокольня церкви были перестроены, сохранив в несколько упрощенной трактовке характер первоначальной архитектуры. В храме были два придела — во имя Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Церковь стоит на возвышенности на окраине села, среди кладбища. Традиционная, симметричная относительно продольной оси, композиция здания состоит из основного объема (собственно храма типа восьмерик на двухсветном четверике с полукруглой апсидой), более широкой трапезной и трехъярусной колокольни. Боковые фасады четверика с окнами, размещенными на трех осях, украшены четырехколонными тосканскими портиками с треугольными фронтонами. Колонны портиков, сгруппированные по две, поддерживают раскрепованные антаблементы с профилированными карнизами, дополненными поясами крупных сухариков. Такой же фронтон возвышается над восточным фасадом четверика. Небольшой изящный восьмерик с более узкими диагональными гранями, приподнятый на глухом восьмигранном постаменте, покрыт граненой крышей, увенчанной пятиглавием. В оформлении восьмерика ордерную тему продолжает, проходящий по верху стен антаблемент, опирающийся на небольшие парные колонки, поставленные на диагональных гранях. Главы на тонки шейках, обшитые кровельным железом в «шашку», поставлены на граненые глухие барабаны. Окна на четверике храма — высокие прямоугольные в первом свете и квадратные во втором — заключены в рамочные с замковыми камнями наличниками, завершенным в первом свете профилированными сандриками. Центральные оси акцентированы дверными проемами и сандриками над окнами второго света. В тимпанах фронтонов портиков сделаны большие полукруглые ниши. На гранях восьмерика, ориентированных по сторонам света, помещены итальянские окна. Апсида обработана на восточной и боковых сторонах плоскими раскреповками. По верху ее стен проходит карниз с поясом сухариков и гладким фризом, окна заключены в рамочные наличниками с ушами и широкими навершиями, под которыми помещены лежачие филенки. Просторная квадратная трапезная декорирована в тех же стилистических формах, однако детали ее фасадного декора отличаются более жесткой и графичной моделировкой. Средние части ее боковых фасадов отмечены тройными итальянскими окнами, имеющими обрамления, характерные для 2-й пол. 19 в. В облике столпообразной колокольни стилизация барочных форм прослеживается еще более отчетливо, а трактовка декора — особенно в верхних ярусах — выглядит более условной. Углы нижнего яруса закреплены рустованными лопатками, второй ярус украшен треугольными фронтонами, а верхний — парными угловыми пилястрами. В храме усложненная ярусная система перекрытия придает внутреннему пространству эффектную выразительность. Четверик перекрыт восьмидольным сводом с более узкими диагональными лотками и небольшими парусами в углах. В вершине этого свода — большое круглое отверстие светового восьмерика, перекрытого сомкнутым сводом. Апсида, сообщающаяся с храмом тремя арочными проходами, перекрыта конхой, трапезная — сомкнутым сводом с распалубками, первый ярус колокольни — крестовым. В храме сохранился первоначальный трехъярусный классицистический иконостас и напольные киоты с резными позолоченными деталями. Ярусы иконостаса, разделенные развитыми карнизами, украшены расписанными под искусственный мрамор колоннами с композитными капителями; повышенная центральная часть завершена треугольным фронтоном. Царские врата выделены полуротондой с резной драпировкой. В алтаре над престолом — старая сень, опиравшаяся на колонны. Иконостасы трапезной с экседральными нишами в центральных частях выполнены в духе позднего классицизма. Настенная живопись в интерьере относится к советскому времени.