Церковь Дмитрия Солунского, что на Гриве
Церковь Дмитрия Солунского, что на Гриве

Церковь Дмитрия Солунского, что на Гриве

Кирпичная оштукатуренная церковь — один из самых ярких в Галичском районе примеров культовой постройки в стиле зрелого классицизма. Построена по инициативе местной помещицы Н.И. Бартеневой в селе, входившем по старому административному делению в состав Солигаличского уезда. В храме было два придела — Рождества Богородицы и Софии и ее дочерей Веры, Надежды и Любови. Церковь расположена чуть в стороне от села, на возвышенности, огибаемой с трех сторон р. Вексой, и является заметным элементом окружающего ландшафта. Чрезвычайно выразительное по силуэту здание имеет симметричную осевую композицию, состоящую из основного храмового объема типа восьмерик на четверике с пониженными полукруглой апсидой и трапезной (углы четверика и трапезной скруглены), объединенной небольшим притвором с колокольней. Боковые фасады двусветного четверика обработаны торжественными четырехколонными ионическими портиками. Окна, размещенные в интерколумниях, в первом свете прямоугольные, во втором — круглые. Восьмерик с узкими диагональными гранями покрыт полусферической крышей с полуглавиями по странам света и увенчан пятиглавием. Центральная глава вознесена на небольшом световом трибуне, а миниатюрные боковые поставлены на своеобразные основания — полуколонны, украшающие глухие диагональные грани восьмерика. Выделенные раскреповками основные грани восьмерика прорезаны итальянскими окнами. Фасады апсиды и трапезной оформлены крайне лаконично: по верху стен проходят карнизы несложного рисунка, прямоугольные окна лишены обрамлений. Высокая стройная колокольня с уменьшающимися по объему кверху четвериками ярусов завершена сомкнутым сводом с люкарнами-резонаторами и шпилем на граненом постаменте. Нижний ярус имеет срезанные западные углы, средний — со скругленными углами. Фасады ярусов декорированы пластичными двухколонными портиками, поддерживающими сильно раскрепованные антаблементы. Колонны портиков в нижнем ярусе имеют композитные капители, выполненные из тесанного кирпича, в среднем — ионические, в верхнем — тосканские. В интерьере венчающий храм восьмерик решен как купольная ротонда, покоящаяся на четырехлотковом своде четверика. Апсида перекрыта конхой; сомкнутый свод трапезной и плоский потолок притвора утрачены; нижний ярус колокольни перекрыт сомкнутым с распалубками сводом.