Церковь Николая Чудотворца
Церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца

Кирпичный оштукатуренный храм — яркий памятник культовой архитектуры эпохи классицизма, отличающийся своеобразной объемной композицией и декором. Село Рылеево в 1684 г. числилось за Ф.И. Шиповым. Шиповым село принадлежало до сер. 19 в., когда оно перешло к их родственникам Свиньиным. В барской усадьбе в Рылееве имелся большой деревянный дом с флигелями (двумя каменными и одним деревянным двухэтажным), хозяйственные постройки, огромный пруд с тремя островами. До 1-й четв. 19 в. в селе существовало две деревянных церкви (Троицкая и Никольская), одна из которых была упразднена в 1803 г. при начале строительства существующей каменной церкви Николая Чудотворца с приделами Троицы и Тихвинской Богоматери, завершенного в 1817 г. Церковь выстроена на средства Я.Я. Шипова, родственника дворян Рылеевых, родовая усадьба которых Охлябинино, как и ряд других принадлежавших им усадеб, находились в окрестностях Рылеева. Охлябинино в 1747 г. принадлежало А.Ф. Рылееву, деду известного русского поэта К.Ф. Рылеева. Храм стоит на заросшем лесом кладбище. Основной объем церкви — двухъярусная купольная ротонда (верхний ярус — более низкий барабан меньшего диаметра), завершенная миниатюрной главкой. С запада к ней примыкает широкая прямоугольная в плане трапезная и стройная двухъярусная колокольня, увенчанная шпилем. Пары колонн по сторонам боковых входов и трехчетвертные колонны, фланкирующие окна (в том числе ложные) в нижней части ротонды, служат зрительной основой антаблемента, над которым по странам света возвышаются лучковые фронтоны со стрельчатой нишей в тимпане. Арочные окна в верхнем ротондальном барабане, объединенные понизу трехчастным подоконным поясом, лишены обрамлений. В завершении объема — профилированный карниз с кронштейнами-модульонами. Боковые фасады трапезной оформлены четырехпилястровыми портиками, в интерколумниях которого расположены окна — арочное в центре и более низкие прямоугольные по сторонам. Над их перемычками помещены ромбовидные нишки. Трехчастные антаблементы портиков увенчаны треугольными фронтонами с сегментным окном в тимпане. В декоре нижнего четырехгранного яруса колокольни также обыграна тема пилястрового портика, обрамляющего арку и отмечающего углы. Профилировки треугольного фронтона в завершении яруса дополнены консольками-модульонами. Наиболее пластично убранство верхнего яруса: между арок, отмеченных трехчастными замками, на хорошо прорисованных постаментах помещены парные ионические колонны, поддерживающие многопрофильный карниз, нижняя часть которого активно раскрепована. В основании купольной кровли, по оси арок — люкарны-резонаторы. Основной объем храма перекрыт сферическим куполом, трапезная — тремя крестовыми сводами, разделенными подпружными арками, в боковых стенах нижнего яруса колокольни устроены лестницы к звону. К особенностям интерьера церкви можно отнести хоры, свидетельствующие о том, что храм был усадебным. Сохранились элементы убранства интерьера — богатый лепной карниз в основании свода и росписи на евангельские темы.