Церковь Богоявления
Церковь Богоявления

Церковь Богоявления

Известный памятник каменного шатрового зодчества кон. 16 в., объемная композиция и декор которого характеризуют стиль архитектуры годуновского времени. Кирпичный храм с двумя приделами и двухъярусной галереей возведен в 1592 г. по заказу Бориса Годунова в его вотчинном селе. В сер. 17 в. вместо западного крыльца была построена колокольня; к 18 в. относится западный притвор. Во время ремонта 1808 г. было изменено завершение колокольни. Реставрация храма проведена в кон. 1950-х — нач. 1960-х гг. под руководством архит. И.Ш. Шевелева. Арки галереи, прежде открытые, в нач. 1990-х гг. были заложены кирпичом в нижнем ярусе и остеклены во втором. Храм поднят на низком подклете. Над четвериком с тремя апсидами, равными ему по высоте, возвышается восьмерик, завершенный восьмигранным шатром со шлемовидной световой главкой, увенчанной крестом. С двух сторон к основному ядру храма примыкают небольшие одинаковые одноглавые приделы, замыкающие с востока двухъярусную арочную галерею, окружающую храм с трех сторон. Колокольня, с высоким четвериком и меньшим по площади восьмигранным ярусом звона, увенчана шатром с двумя рядами слухов и маленькой луковичной чешуйчатой главкой. В отличие от большинства храмов кон. 16 — нач. 17 вв. храм не имеет развитого ордерного декора, а его фасадное убранство носит несколько упрощенный и огрубленный характер. Так, вместо обычного для этого времени членения четверика ордерными элементами (пилястрами и трехчастным карнизом) на три прясла, стены четверика Богоявленского храма расчленены тремя прямоугольными вертикальными нишами с узким карнизом над ними. Восьмерик украшен тремя рядами полукруглых кокошников и увенчан трехчастным, грубоватым по профилировкам карнизом. В основании глухого шатра выведены своеобразные фронтоны, составленные из мелких кокошничков; аналогичные мелкие кокошнички декорируют также основание цилиндрического барабана главы. Углы приделов, разделенных узкой тягой на два яруса, подчеркнуты лопатками. Узкий карниз отделяет от стены удвоенный карниз, раскреповки которого служат постаментами для яруса маленьких полуциркульных кокошников. Цилиндрический барабан шлемовидной главы декорирован кокошничками и валиковой тягой в основании и скромным карнизом в завершении. Ярусы галереи разделены между собой карнизом, вторящим профилированному цоколю, окружающему все здание, а между полуциркульными арками, во втором ярусе обрамленными профилированными архивольтами, помещены лопатки. Колокольня связана со вторым ярусом галереи широкой лестницей, под которой расположен миниатюрный западный притвор. Своеобразие композиции колокольни заключается в том, что арки по ее сторонам имеют огромную высоту, достигая основания широкого венчающего раскрепованного карниза; мощные угловые пилоны, декорированные широкими пилястрами, не имеют четкого ярусного деления и расчленены тягами на четыре части. Дополнительная арочная перемычка, делящая четверик на два яруса, выявлена лишь на западном фасаде, при входе на лестницу. Желанием связать архитектурные формы колокольни с храмом можно объяснить декорирование каждой грани шатра в основании треугольными фронтончиками, опирающимися на два кокошничка. Первый ярус галереи перекрыт цилиндрическим сводом, прорезанным с двух сторон глубокими распалубками, создающими ощущение системы крестовых сводов. Верхний ярус имеет плоское деревянное перекрытие. В подклет храма, перекрытый продольным коробовым сводом с распалубками над боковыми окошками, ведет арочный проем, заключенный в неглубокую нишу. Аналогично оформлены и входы в подклеты приделов, имеющие такую же форму свода. Порталы основного храма и приделов обрамлены перспективными колончатыми порталами с развитыми базами, карнизами и дыньками. Внутри пространственные зоны четверика, восьмерика и открытого внутрь шатра разделены карнизами. Переход от четверика к восьмерику осуществлен с помощью двухступенчатых тромпов. В стенах восьмерика в три яруса помещены голосники. Алтарные апсиды перекрыты коробовыми сводами с конхами, боковые приделы — коробовыми сводами с поперечной распалубкой со световым кольцом в шелыге. Стены всех помещений побелены по обмазке. В подклете, используемом в качестве зимнего храма во временном иконостасе установлены великолепные барочные царские врата 2-й пол. 18 в., перенесенные из какого-то утраченного храма. В фигурных филенках, обрамленных пышной позолоченной резьбой написаны “Благовещение” и евангелисты. Над створками — изображение Св. Духа в виде голубя с расходящимся сиянием.