Церковь Николая Чудотворца (зимняя)
Церковь Николая Чудотворца (зимняя)

Церковь Николая Чудотворца (зимняя)

Выдающийся памятник костромского зодчества позднепетровского времени, целиком выдержанный в традициях архитектуры 17 в.; росписи в интерьере принадлежат к лучшим по сохранности и ценнейшим по художественным качествам образцам монументальной живописи на территории области. Кирпичные стены церкви, за исключением трапезной и нижнего яруса колокольни, обшиты листовым железом в 1881 г. Тогда же, вероятно, были растесаны окна трапезной, получившие новые наличники. Объемную композицию составляют пятиглавый четверик храма с трехчастной равной ему по ширине апсидой, трапезная с выступающим северным приделом и шатровая колокольня. Цилиндрические барабаны храма (центральный световой, угловые глухие) завершены луковичными чешуйчатыми главками. Полукруглая в плане апсида придела закрывает почти на половину ширины северный фасад храма. Над кровлей трапезной с юга и севера возвышаются две глухие главы приделов. Нижний квадратный ярус колокольни несет восьмигранный столп с шатром, увенчанным луковичной главкой на глухом цилиндрическом барабане. Двусветные фасады четверика, закрепленные на углах лопатками, прорезаны окнами с коробовыми перемычками. Проемы обрамлены колончатыми наличниками и завершены двухлопастными очельями с килями. В средней части южного и северного фасадов, но не на одной оси, расположены арочные входы с перспективными порталами. Северный проем заложен, перед южным выступает крыльцо с двумя массивными столбами, на которые опираются арки. Высокая ярусная кровля крыльца достигает окон второго света. На западном фасаде четверика над скатами кровли трапезной помещены восьмигранные окна без наличников. Профилированный венчающий карниз с кронштейнами отделяет основную плоскость стены от аттика, который обработан полукруглыми кокошниками. На углах кокошники ломаются пополам под углом в 90 градусов. Окна апсиды аналогичны храму. В трапезной прямоугольные окна обрамлены профилированными наличниками. От первоначального декора здесь частично сохранился венчающий карниз с фризом пилы. На западном фасаде трапезной, севернее колокольни, расположен вход на внутристенную лестницу, ведущую на колокольню. Нижний ярус колокольни разделен карнизом с пилой на две части. Широкие арочные входные проемы устроены на южном и северном фасадах. Отсутствие привычного входа с запада обусловлено расположением колокольни у самого склона берегового холма. Окна первого яруса, обрамленные колончатыми наличниками, завершены крутыми трапециевидными сандриками. Над углами нижнего объема колокольни поставлены килевидные кокошники. Столп колокольни разделен карнизами на три неравные части; верхнюю прорезают арочные проемы звона с килевидными архивольтами. Шатер расчленен тремя рядами слухов со щипцами. Бесстолпный четверик храма завершен четырехлотковым сомкнутым сводом с круглым отверстием барабана в шелыге. Сложное по форме перекрытие единого пространства алтаря представляет собой сочетание коробового и лоткового сводов с распалубками. Двустолпное пространство трапезной перекрыто системой коробовых сводов с распалубками, апсида северного придела — конхой. Два массивных квадратных столба смещены относительно продольной оси церкви к северу. Клеевые росписи, покрывающие стены и своды храма и алтаря, предположительно датируются серединой 18 в. и приписываются артели ярославских мастеров под руководством Афанасия и Ивана Шустовых. Живопись на стенах четверика разделена на семь поясов. В первом ряду, который в свою очередь состоит из пяти регистров, изображены четьи-минеи. Второй ярус посвящен житиям Святого Николая (на южной и западной стенах) и Дмитрия Солунского (на северной стене). Росписи третьего пояса запечатлели историю обретения, чудеса и бытие Игрицкой (Смоленской) иконы Божьей Матери. Четвертый ряд иллюстрирует текст Апокалипсиса, пятый — Деяния Апостолов. Два верхних яруса изображают сцены христологического цикла. Росписи свода посвящены Символу веры и включают сцены “Коронование Богоматери”, “Сотворение мира”, “Рождество Христова”, “Воскресение”, “Страшный суд” и др. В алтаре на своде изображены композиция “О Тебе радуется”, цикл сюжетов на тему Великого Входа и евхаристического канона. Над центральным проходом на западной стене помещена Новозаветная Троица с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей. На стенах изображены избранные святые в рост на фоне киотов с трехлопастными завершениями. Масляная живопись в трапезной выполнена в 19 в. в академической манере. Замечателен пятиярусный резной позолоченный иконостас храма, созданный, вероятно, в 3-й четв. 18 в. В композиции и декоре, в основном, сохраняются традиционные черты допетровского искусства, но отдельные формы характерны для барокко. Композиция отличается четким делением на ряды, занимающие не только всю ширину восточной стены, но заходящие также на северную и южную стены. Верхний ярус решен в виде лежачих овальных медальонов. Средняя часть иконостаса подчеркивается пышными царскими вратами, арочными завершениями третьего и четвертого ярусов и высокой иконой “Распятие”, венчающей всю композицию. Горизонтальные членения иконостаса выявлены профилированными карнизами, вертикальные — колонками, увитыми резными виноградными лозами (в первом, третьем и четвертом ярусах) и кронштейнами (во втором ярусе). Двухъярусные иконостасы в приделах трапезной, выполненные, вероятно, в сер. 19 в., отмечены традиционными чертами позднего классицизма. Нижний ярус разделен каннелированными колоннами коринфского ордера. Основным горизонтальным членением иконостасов служит межъярусный антаблемент, раскрепованный над капителями. В декоре использована накладная резьба в виде розеток и растительного фриза. Створки царских врат украшены сквозной резьбой с растительными мотивами.