Церковь Троицы
В облике церкви Троицы удачно сочетается традиционная для костромского зодчества типология храма, восходящая к 17 в., и фасадный декор, свойственный архитектуре барокко. Композиция здания симметрична относительно продольной оси. К двусветному храму, увенчанному пятью луковичными чешуйчатыми главами на граненых барабанах (центральный световой), с востока примыкает трехлопастная апсида, с боков – прямоугольные в плане алтари приделов, скрывающие нижнюю часть четверика, а с запада – обширная трапезная, объединенная с боковыми палатками, фланкирующими шатровую колокольню. Нижний ярус колокольни, выступающий легким ризалитом в линии западного фасада, имеет форму четверика со скругленными углами, возвышающийся над ним восьмигранный столп несет стройный шатер с маленьким цилиндрическим барабаном под утраченной главкой. Боковые фасады четверика обладают традиционной трехосевой композицией. Сдвоенные пилястры, поставленные с небольшим отступом от углов, и одинарные в простенках окон, крепуют трехчастный антаблемент с гладким фризом и профилированным карнизом с мелкими сухариками. Возвышающийся над ним глухой аттиковый ярус, также расчлененный короткими филенчатыми пилястрами, украшен фигурными профилированными филенками (раньше в них находилась масляная живопись на металлических листах) и увенчан карнизом. Окна с пологими лучковыми перемычками заключены в рамочные наличники с ушами и лучковыми сандриками. Нижний ярус проемов – боковые входы и расположенные восточнее окна (по одному с каждой стороны) после достроек нач. 19 в. оказались в интерьере здания – внутри притворов. Барабаны глав, поднятые на невысоких постаментах, также имеют развитые карнизы. Основные грани центрального барабана прорезаны арочными окнами, а боковые украшены сдвоенными пилястрами; грани малых барабанов декорированы прямоугольными нишками. Тот же принцип декора использован и на фасадах апсиды и трапезной. Парные пилястры, профилированные постаменты которых опираются на гладкий цоколь, подчеркивают изломы объема, одинарные поставлены в простенках, но форма оконных наличников здесь слегка изменена: вместо сандриков над окнами помещены надоконные щиты, смыкающимися с подкарнизным фризом, а профилированные подоконники связаны с лежачими подоконными досками. Особую торжественность западному фасаду здания придает высокий аттик, ступенчато поднимающийся над фасадами боковых палаток к столпу колокольни. Арочный вход в колокольню, с профилированным архивольтом на импостах, акцентирован портиком из двух трехчетвертных колонн, увенчанных треугольным фронтоном. Грани восьмигранного полуяруса в основании столпа декорированы прямоугольными нишками, углы столпа, завершенного развитым карнизом с сухариками, подчеркнуты парами пилястр; над стройными арками звона в каждой грани шатра прорезано три яруса слухов – парные нижние и одинарные средние оформлены наличниками с треугольными фронтончиками, а маленькие верхние имеют круглую форму. Высокий четверик храма перекрыт четырехлотковым сводом с круглым отверстием светового барабана в шелыге. Три арочных прохода (средний более высокий) соединяют храм с алтарем, завершенным коробовыми сводами с конхами. Нижние проемы (окна и боковые входы) расположены в нишах с лучковым верхом. Притворы перед боковыми входами завершены лотковыми сводами. Широкая арка из храма ведет в трехнефную трапезную, перекрытую тремя продольными лотковыми сводами, которые опираются на четыре столба со скругленными углами, декорированные приземистыми пилястрами со штукатурными карнизами. Столбы соединены по оси запад – восток подпружными арка-ми, от которых выложены распалубки. Первый ярус колокольни перекрыт крестовым сводом, палатки – лотковыми. В северной стене колокольни находится узкий арочный проем входа на внутристенную лестницу к звону. В алтаре и в основном объеме храма фрагментарно сохранилась настенная живопись 3-й четв. 19 в. Сюжетные клейма исполнены маслом в академической манере. Гризайльная уборка свода содержит отдельные декоративные мотивы позднего классицизма. В остальной орнаментике ленточное плетение вокруг клейм сочетается с лиственным плетением в картушах с надписями. На центральном своде алтаря и в конхе развернута тематически редкая композиция на тему Спасительной жертвы, основанная на текстах пророка Исайи. Сохранился образ Богоматери с младенцем, изображение Христа с крестом Распятия, часть образа Иоанна Предтечи (со стягом). В центре помещен образ Софии Премудрости Божией, по фону написаны Силы небесные. В своде южной части алтаря представлено «Положение во гроб». Фрагментарно сохранившаяся композиция на своде северного притвора не читается. Ребра свода в храме подчеркнуты широкими полосами с крупными круглыми розетками. На лотках написаны фигуры ангелов в овалах. На восточном лотке угадывается изображение Иерусалима, служившее фоном для венчавщего иконостас Распятия. На боковых стенах между окон второго света помещены образа святителей в клеймах арочной формы, над ними – круглые клейма с поясными изображениями евангелистов. Фриз под окнами второго света орнаментирован густым лиственно-ленточным плетением. Откосы окон декорированы клеймами с херувимами и орнаментом на основе ленточного плетения. На западной стене над входной аркой написана композиция «Сошествие Святого Духа на апостолов». По сторонам от него размещены пять клейм со сценами из евангельского цикла, в их числе «Благовещение пастухам» и «Жены мироносицы у гроба Господня». В своде трапезной написан образ Троицы Новозаветной с херувимами по фону. Палитра живописи приглушенная, теплых коричневатых тонов, с вкраплениями синего, зеленого, желтого и темно-красного в облачениях.