Церковь Покрова
Церковь Покрова

Церковь Покрова

Церковь Покрова сочетает допетровские черты, ярко отразившиеся в объемной композиции, с декоративными формами в стиле барокко и раннего классицизма. Строго симметричная относительно продольной оси композиция складывается из пятиглавого храма с более узкой апсидой, равной ему по ширине трапезной, с запада включающей в свой объем основание колокольни, и прямоугольного в плане западного притвора. Двусветный четверик храма несет пять восьмигранных барабанов (центральный световой несколько крупнее глухих боковых) с луковичными чешуйчатыми главами. Равные по высоте апсида и трапезная имеют сильно скругленные углы. Средняя часть апсиды выделена ризалитом. Возвышающийся над трапезной восьмигранный столп колокольни увенчан шатром. Четверик храма, завершенный антаблементом и аттиком с фигурными филенками, на южном и северном фасадах делится в соответствии с окнами первого и второго света на два яруса. Межъярусный антаблемент, как и венчающий, выделяется многообломным карнизом с сухариками. Трехосевая композиция в каждом ярусе расчленена тосканскими пилястрами – одинарными в простенках между проемами и сдвоенными на флангах. Перед средним окном первого света выступает небольшой портик с двумя тосканскими колоннами и треугольным фронтоном. Прямоугольные проемы обоих ярусов заключены в рамочные наличники с ушами и капельками, объединенные с лучковыми сандриками. Грани угловых барабанов обработаны прямоугольными филенками, центральный барабан с арочными окнами – сдвоенными пилястрами. На фасадах апсиды и трапезной сохраняется ритм окон и пилястр, аналогичный нижнему ярусу храма, а его межъярусный антаблемент продолжается как венчающий. Восьмигранный столп колокольни делится двумя антаблементами на глухой нижний восьмерик, основную часть, имеющую лишь небольшое окошко на востоке для освещения внутристенной лестницы, и ярус звона с арочными проемами. Углы основной части столпа и яруса звона выпущены между тосканскими пилястрами. Шатер прорезан тремя рядами слухов: нижние и средние проемы с лучковыми перемычками акцентированы треугольными сандриками (в нижнем ряду проемы попарно объединены сандриком), слухи верхнего ряда – круглые. Западный фасад притвора с арочным входом выделен на углах тосканскими трехчетвертными колоннами и треугольным фронтоном. Бесстолпный храм перекрыт сомкнутым четырехлотковым сводом с круглым отверстием светового барабана в шелыге. Три узких арочных проема ведут в апсиду, перекрытую конхой. Более широкий арочный проем связывает храм с трапезной. Ее основное бесстолпное пространство перекрыто коробовым сводом. Узкая западная часть трапезной с коробовым сводом отделена стеной, прорезанной тремя арочными проемами. На эту стену и на внешнюю западную стену трапезной опираются верхние ярусы колокольни. В притворе, в северной стене которого устроена лестница на колокольню, – коробовый свод с двумя большими распалубками. Росписи в алтаре выполнены недавнее время и художественной ценности не представляют. В основном объеме храма сохранилась масляная настенная живопись, близкая стилю модерн, выполненная в 1917 г. на средства потомственного почетного гражданина Василия Ивановича Кулакова (об этом свидетельствует легенда на южной стене храма). В лотках свода, разделенных орнаментальными полосами, написаны: Троица Новозаветная в иконографии «Отечество» по образцу храма Христа Спасителя в Москве (восточный лоток), «Преображение» и «Вознесение» (на боковых лотках) и Богоматерь с младенцем (на западном) по образцу Врубеля во Владимирском соборе в Киеве. В основном объеме храма на западной стене развернута большая композиция «Покров Богоматери», раскрывающая посвящение храма, а по сторонами арочного прохода в трапезную, – «Притча о милосердном самаритянине» и «Явление Христа Марии Магдалине» (по гравюрам Ю. Шнорра фон Карольсфельда). На боковых стенах клейма расположены в трех ярусах. В простенках на уровне окон первого и второго света представлены образа избранных святых. Среди них на северной стене изображена Анна Кашинская, повторно канонизированная в 1909 г. В среднем ярусе росписи на боковых стенах написаны крупные сюжетные композиции, фланкированные большими орнаментальными клеймами: на северной стене – «Христос и самаритянка», на южной – «Христос среди учителей», а ниже, между окном и западным углом – «Беседа Христа с Никодимом». Орнамент симметричный, по сторонам осевого стержня расположены лиственно-цветочные побеги, прорастающие из его основания. Росписи первого и второго ярусов разграничены орнаментальным фризом с равноконечными крестами в круглых клеймах. По верхнему краю стен проходит фриз, составленный из круглых клейм, в которых чередуются изображения избранных святых и крестов. В основании свода расположен второй фриз, заполненный изображениями херувимов. Палитра росписи холодная, серовато-красноватая, приглушенная, с неконтрастными по тону вкраплениями разбеленных синих, желтых и зеленых цветов. Повышенное внимание уделено плоскостно трактованной орнаментике, нимбы и надписи позолочены. Живопись в трапезной исполнена в 1908 г. на средства потомственного почетного гражданина Ивана Афанасьевича Кулакова. В шелыге свода в круглых медальонах помещены изображения ангелов и херувимов, ниже сцены богородичного цикла. На восточной стене над входом в холодный храм написаны Христос с предстоящими Богоматерью и Николаем Чудотворцем, а ниже, по сторонам арки на алтарных стенах приделов «Моление о чаше» (с севера) и «Тайная вечеря» (с юга). Над западным входом расположена композиция «Воскрешение Лазаря», а по сторонам входа – апостолы Петр и Павел. Живопись исполнена в академической манере, в орнаментальном обрамлении клейм использован мотив плетенки и бегущей волны. Главный иконостас храма нач. 19 в., исполненный в стиле зрелого классицизма, перевезен во Владимирский собор Бородице-Сретенского монастыря г. Нерехты.