Церковь Троицы
Церковь Троицы

Церковь Троицы

Характерная для Нерехтского района сельская приходская церковь, в архитектуре которой органично сочетаются архаичная объемная композиция, тяготеющая к допетровскому зодчеству 17 в., и барочный наружный декор. Расположена в восточной части села, на площади; окружавшее ее кладбище утрачено. Поблизости от церкви сохранилось шесть кирпичных крестьянских домов кон. 19 в., выстроенных в сдержанных формах эклектики: два одноэтажных дома на северной стороне площади, напротив храма; два на западной стороне – двухэтажное здание (№ 8) и полуразрушенный дом; два одноэтажных дома (№ 7 и 13) к северо-западу от церкви на улице, отходящей от площади. Здания на северной стороне площади и дом № 8 оштукатурены и побелены, остальные постройки не оштукатурены. Прямоугольные в плане объемы всех домов акцентированы огибающими лопатками. Окна (прямоугольные или с лучковыми перемычками), за исключением дома № 8, обрамлены профилированными наличниками. Церковь, сменившая деревянный храм 1-й четв. 18 в., построенный местным помещиком Я.И. Полозовым, возведена около 1762 г. Во 2-й пол. 19 в. к ее колокольне пристроена южная палатка и несколько позднее – северная. Одновременно с последней с юго- и северо-востока были расширены приделы трапезной, посвященные Сергию Радонежскому и Георгию Победоносцу. При этом западные окна на северном и южном фасадах храма были заложены. Очевидно, тогда же заново сделаны своды трапезной и несущие их столбы, а фасады церкви оштукатурены. В советское время разобран алтарный выступ, утрачены иконостасы и большая часть стенописи в интерьере. В кон. 20 в. обрушились главы храма и крыша трапезной. Стены сложены из кирпича и оштукатурены. Ядром симметричной относительно продольной оси композиции церкви является двусветный четверик храма с пятью глухими восьмигранными барабанами (центральный незначительно крупнее угловых). Более широкая трапезная со скругленными западными углами с юго- и северо-востока увеличена приделами с прямоугольными в плане алтарями, почти на половину ширины заслоняющими фасады храма. Колокольня состоит из нижнего яруса-четверика и высокого восьмигранного столпа с шатром. Четверик храма, на углах охваченный огибающими лопатками, завершен аттиком с полукруглыми кокошниками, отделенным от основной плоскости профилированным карнизом с зубцами. Первоначально (до пристройки придельных алтарей) трехосевые южный и северный фасады имели симметричную композицию. Все окна с лучковыми перемычками заключены в рамочные наличники с клинчатыми замками, ушами и сережками, соединенные с лучковыми сандриками. На средней оси северного фасада расположен арочный вход. Вверху по осям проемов помещены круглые штукатурные медальоны. Фасады трапезной с тремя прямоугольными окнами асимметричны. Проемы очерчены рамочными наличниками с ушами и увенчаны профилированными сандриками – треугольным над крайним с запада окном и прямыми над двумя другими. Стены приделов с алтарями расчленены лопатками и прорезаны крупными прямоугольными окнами. На западном фасаде первого яруса колокольни расположен вход с лучковой перемычкой, заглубленный в большую арочную нишу с архивольтом, а над ним выложен квадратный киот. Восьмигранный столп с огибающими лопатками на углах имеет в средней части лишь два узких окна на южной грани. Вверху со всех сторон – арочные проемы звона. Шатер опоясывают три ряда слухов с лучковыми и щипцовыми завершениями. Бесстолпный храм перекрыт сомкнутым четырехлотковым сводом. Широкий арочный проем в восточной стене вел в алтарь. Более узкий проем связывает храм с четырехстолпной трапезной. Крещатые столбы и опирающиеся на них подпружные арки несут крестовые и коробовые с распалубками своды. Алтари приделов, отделенные подпружными арками, перекрыты коробовыми сводами с распалубками. Нижний ярус колокольни, не имеющий перекрытия, переходит в восьмигранный столп при помощи тромпов. В толще северной стены находится кирпичная лестница. Обе палатки по сторонам колокольни, с плоскими перекрытиями, имеют только наружные входы (с западной стороны). В храме сохранились фрагменты настенной масляной живописи последней четв. 19 в., исполненной в позднеакадемической манере. На западной стене храма развернута многофигурная композиция, в которой представлен Собор всех святых. В откосах окон второго света и в простенках между ними «соборная» тема продолжена клеймами с избранными святыми. В арках оконных амбразур написаны херувимы. Гризайльные орнаментальные композиции над окнами первого света имитируют лепной декор с густым лиственно-ленточным плетением. Между композициями в круглых клеймах написаны святители. Цветовая палитра росписи холодная, приглушенная. К доминирующим серовато-розоватым и голубым оттенкам добавлены вкрапления красного, синего и желтого цвета в драпировках.