Собор Троицы
Собор Троицы

Собор Троицы

Незаурядный памятник костромского зодчества 17 в., близкий ярославской художественной школе; более поздняя трапезная с приделом характерна для позднего классицизма. Ядро живописной объемной композиции составляет пятиглавый двусветный четверик храма с тремя более низкими полукруглыми апсидами. Цилиндрические барабаны (центральный световой крупнее глухих угловых) увенчаны луковичными главами с чешуйчатым металлическим покрытием. С юга к четверику примыкает придел с купольной кровлей и двухчастной округлой апсидой, расположенной в одной линии с апсидами храма. Перед северным фасадом храма выступает квадратное в плане крыльцо с высокой фигурной кровлей и луковичной главкой. Прямоугольная в плане поперечно вытянутая трапезная примыкает на всю ширину храма и южного придела. Колокольня поставлена со значительным смещением относительно продольной оси церкви к югу, вплотную к западному фасаду трапезной, но под углом относительно ее плоскости. Квадратный в плане столп колокольни несет восьмигранный ярус звона с шатром. К южному фасаду колокольни на высоту трапезной примыкает палатка, продолжающая объем трапезной. Четверик храма, выделенный на углах огибающими лопатками, завершен аттиком с шестью килевидными кокошниками на каждом фасаде. Аттик отделен от основной плоскости профилированным карнизом с лентами прямоугольных впадинок и поребрика. Фасады четверика расчленены на три прясла лопатками, причем с южной, северной и западной сторон лишь в верхней части («висячие» лопатки). В среднем прясле под карнизом помещен арочный киот, в котором ранее была живописная композиция. На южном и северном фасадах расположено по два прямоугольных окна второго света, обрамленных колончатыми наличниками с килевидными очельями. Такие же окна – в апсидах храма. Крыльцо северного фасада образовано четырьмя квадратными пилонами, обработанными ширинками и несущими арки с архивольтами, украшенными поребриком. Крыльцо, перекрытое коробовым сводом с распалубками, закрывает арочный входной проем с перспективным колончатым порталом. Барабаны храма в нижней части опоясаны килевидными кокошниками, в верхней – аркатурно-колончатым поясом, который в центральном барабане включает щелевидные арочные окошки. Фасад южного придела оформлен портиком с четырьмя трехчетвертными тосканскими колоннами, несущими антаблемент и пологий треугольный фронтон с мутулами в карнизе. В среднем интерколумнии находится прямоугольный вход, в боковых – окна. Прямоугольные окна (часть из них ложные) на фасадах трапезной – пять на северном и семь на южном – через одно отмечены сандриками-полочками на плоских кронштейнах. Столпообразное основание колокольни делится на четыре равных яруса карнизами с поребриком, раскрепованными на углах огибающими лопатками. Немногочисленные арочные окна обрамлены прямоугольными наличниками с килевидными очельями. На западном фасаде имеется вход в камеру, где размешались часовые гири. Ярус звона с арочными проемами понизу обработан квадратными ширинками. В шатре устроено два ряда арочных слухов с треугольными навершиями. Бесстолпный храм перекрыт сомкнутым четырехлотковым сводом с круглым отверстием светового барабана. Три проема связывают храм с апсидами, коробовые своды которых переходят в конхи. Арочный проем ведет в двустолпную трапезную со сводчатыми перекрытиями и распалубками. Южный придел с плоским перекрытием сообщается как с храмом, так и с трапезной.