Собор Рождества Богородицы
Самый выдающийся памятник архитектуры в Солигаличе с необычной строительной историей, отразившейся на своеобразном художественном облике храма; яркий образец местной школы зодчества 2-й пол. 17 в. с более поздними дополнениями и ценнейшими росписями и иконостасом в интерьере. Собор расположен в центральной части города на обширной площади, образованной значительным расширением ул. Вылузгина, ломающейся в этом месте под углом в 90 градусов. Является одной из главных архитектурных доминант Солигалича, играет важнейшую роль в панорамах города, особенно со стороны реки Кострома. На этом месте не позднее первой пол. 17 в. существовала деревянная церковь, в некоторых документах именовавшаяся соборной. Женский монастырь здесь был основан в 1660-х гг. и тогда же началось строительство собора Рождества Богородицы на средства царицы Марии Ильиничны Милославской, жены царя Алексея Михайловича. В 1669 г., когда были выложены стены храма до сводов, сооружение было прекращено из-за отправки работавших здесь каменщиков в Архангельск на строительство гостиного двора. Кроме того, причиной могла послужить и смерть Милославской весной этого года. В 1694 г. во втором ярусе колокольни был устроен придел Авраамия Городецкого, но в кон. 17 в. собор так и не был завершен. В 1764 г. монастырь был упразднен, храм был обращен в приходский и вскоре стал городским собором. Строительство возобновилось только в 1792 г. по инициативе и на вклады Ф.И. Нащокина. Работы, как предполагают, производились артелью каменщиков из Великого Устюга. Тогда были укреплены обветшавшие конструкции первоначального здания, выложены своды и возведено пятиглавие. В 1794 г. основные работы были завершены, но отделка интерьера продолжалась еще в течение 10 лет. Росписи были выполнены живописцами из Палеха, а иконостас позолочен московскими мастерами. Храм, ставший городским собором, был освящен 19 марта 1805 г. Во время городского пожара 1808 г. собор пострадал несильно: выгорели оконные рамы и полы. В 1821 г. в стенах собора образовались трещины, в связи с чем в 1822 г. по проекту, составленному губернским архитектором Н.И. Метлиным, с восточной стороны собора подрядчиком Пасхиным были выложены контрфорсы. Возможно, к тому же времени относится палатка в углу между северным приделом и колокольней. Существующие два верхних яруса колокольни с шатром были построены в 1887 г. на средства П.М. Михалева. Пояснительная записка к проекту 1886 г. на возведение двух новых ярусов колокольни была составлена архитектором Ивановым, который возможно, и являлся автором проекта. До этого колокольня, судя по описанию 1701 г. и акварели сер. 19 в., также имела шатровое завершение. В кон. 19 в. также пристроена северная паперть. Помимо главного престола и придела Авраамия Городецкого, в соборе были северный придел Рождества Христова и Покровский придел в подклете. В 1925 г. собор был закрыт и приспособлен под различные учреждения, часть его помещений занимал музей. В кон. 1950-х, 1970-80-х гг. в соборе проводились незначительные реставрационные работы, в настоящее время ведутся работы по укреплению фундаментов здания (авторы проекта Пашкин Е.М., Кувшинников В.М.). Двухэтажный кирпичный собор с фасадами, покрытыми обмазкой (кроме верхних ярусов колокольни), отличается сложной композицией с живописной группировкой объемов и выразительным силуэтом. Ядро композиции образует монументальный пятиглавый четверик с тремя более низкими полукруглыми апсидами разной величины. С севера примыкает одноглавый придел с полукруглой апсидой (крупнее, чем у храма), с запада — более низкая паперть-галерея, перед которой выступает крыльцо, а у северо-западного угла возвышается шатровая колокольня. Над четырехскатной кровлей храма поставлены пять двухъярусных глав: покоящиеся на пирамидальных основаниях световые восьмигранные барабаны несут меньшие глухие восьмигранные барабаны с луковичными главками. На односкатной кровле придела расположена небольшая глухая глава. Композиция колокольни состоит из двухэтажного прямоугольного в плане нижнего объема и восьмигранного двухъярусного столпа, завершенного шатром. Фасады церкви, обладающие богатым и разнообразным декором, отличаются довольно четким тектоническим построением. Цоколь отделен полочкой с поребриком. Стены расчленены широким профилированным междуэтажным карнизом с поребриком, отделяющим подклет от основного этажа, и лопатками, обработанными перспективными ширинками. Лопатки фланкированы полуколонками с перехватами, а в ширинки вставлены белокаменные резные балясинки, просвирки, лошадки, восьмиконечные звезды, сердечки и розетки. В завершении фасадов проходит профилированный венчающий карниз, обогащенный сухариками в четверике, пилой и фризом ложек в апсидах, западной паперти и первоначальном объеме колокольни. Наиболее представительный и хорошо обозримый южный фасад четверика делится лопатками на три прясла с одной осью проемов в каждом. В центральном расположен вход с перспективным порталом и килевидным профилированным завершением, в тимпане которого размещена квадратная нишка киота. Небольшие окна подклета прямоугольные, окна основного этажа с коробовыми перемычками значительно выше, причем самые высокие окна — первого света. Все окна обрамлены одинаковыми наличниками: проемы фланкированы полуколонками с перехватами и имеют килевидные завершения. Угловые огибающие лопатки выложены на всю высоту объема, средние лопатки не достигают карниза, обрываясь на уровне завершений окон второго света. На фасаде северного придела лопатка отделяет храмовую часть от трапезной. В храме внизу расположено одно окно, наверху два, на средней оси под самым карнизом помещена квадратная нишка киота. Стену подклета трапезной в простенках между окнами расчленяют полуколонки с перехватами. Окна подклета и основного этажа примерно равны по высоте. Внизу они имеют арочную форму, наверху — прямоугольную. Наличники окон аналогичны четверику храма. Апсиды разделены между собой массивными полуколоннами с кубоватыми базами и капителями, которые, как и вся стена, разделены карнизом на два яруса. Окна подклета прямоугольные, а в основном этаже имеют многолопастные перемычки, состоящие из нескольких арочек. Обрамления проемов — такие же, как в четверике храма. Своеобразно маленькое дополнительное окошко южной апсиды — арочное, обведенное прямоугольной рамкой-валиком. Наиболее живописной и сложной структурой отличается западный фасад. Средняя его часть (без учета колокольни) выделена лопатками и акцентирована широким арочным входом с торжественным перспективным порталом и высоким килевидным завершением с квадратной нишкой киота в тимпане. Северная часть фасада, которая отвечает притвору придела, прорезана внизу двумя, а вверху тремя прямоугольными окнами с колончатыми наличниками и килевидными завершениями. Остальная часть фасада в основном этаже отвечает паперти-галерее, которую освещают сдвоенные арочные окна. Эффектный асимметричный акцент в композиции западного фасада создает крыльцо, рундук которого соединен с фасадом лестницей на ползучих арках. Рундук с широкими арочными проемами на углах охвачен лопатками с кубышками на середине их высоты. Четырехскатная кровля рундука завершена луковичной главкой на кубическом постаменте. Фасады нижнего (первоначального) объема колокольни поярусно обработаны угловыми лопатками. Основная часть этого объема завершена аттиком с полукруглыми кокошниками, а восточная часть (алтарь придела) — более низкая, без аттика. Окна с коробовыми и многолопастными перемычками обрамлены колончатыми наличниками и завершены килевидными или трехлопастными с килем очельями. Небольшое окошко восточного фасада обведено прямоугольным наличником с треугольным фронтончиком. Нижняя часть стен обработана вертикальными рядами ширинок с различными накладными элементами (аналогично ширинкам лопаток). На западном фасаде расположен арочный входной проем с перспективным порталом и килевидным завершением. Два верхних яруса колокольни прорезаны арочными проемами звона, которые оформлены килевидными архивольтами. Грани верхнего восьмерика завершены пирамидой из трех килевидных кокошников. Шатер прорезан слухами — по одному через каждую грань. Паперть, примыкающая к колокольне с севера, имеет арочные проемы — входной и два окна, — фланкированные парами колонок. Ее объем со срезанными углами завершен кровлей в виде граненого купола. Северная палатка на торце оформлена в виде портика с двумя парами колонн и треугольным фронтоном. Капители внеордерных колонн украшены сухариками, а фриз фронтона — ступенчатыми дентикулами. Широкий прямоугольный проем, расположенный между парами колонн, акцентирован клинчатым замком. Подклет храма с четырьмя массивными квадратными столпами перекрыт системой крестовых сводов. Единственный проем связывает его с апсидами, разделенными подпружными арками и перекрытыми конхами. Помещение Покровского придела перекрыто коробовым сводом, а его трапезной — сомкнутым сводом с распалубками. Западная паперть перекрыта двумя коробовыми сводами с распалубками. В основном этаже четырехстолпное пространство храма сформировано массивными круглыми колоннами с базами и капителями, на которые опираются подпружные арки и своды. В центральной и угловых частях своды несут световые барабаны. Вдоль западной стены устроены хоры — деревянный помост, куда поднимается крутая деревянная одномаршевая лестница с точеными балясинами. Три арочных проема ведут из храма в апсиды, перекрытые конхами. Посередине северной стены храма расположен проем, ведущий в трапезную придела, а посередине западной — проем, ведущий на галерею-паперть. Придел и связанная с ним тремя проемами трапезная перекрыты полулотковыми сводами с распалубками. Два помещения паперти перекрыты коробовыми сводами с распалубками. Вход из галереи в храм оформлен перспективным порталом, аналогичным наружным. Авраамиевский придел, расположенный в междуэтажном уровне, перекрыт коробовым сводом. Деревянная одномаршевая лестница с точеными балясинами поднимается от северной паперти через нижний ярус колокольни на паперть основного этажа. В подклете арочные дверные проемы и окна обрамлены профилированными тянутыми наличниками. Столпы храма в основном этаже обработаны искусственным мрамором белого цвета. Главный иконостас храма — резной позолоченный — является незаурядным произведением в стиле барокко. Трехъярусная композиция определяется многооблоомными карнизами, раскрепованными над витыми колоннами и каннелированными пилястрами, членящими иконостас на прясла. Среднее прясло с Царскими вратами и балдахином над ними выделено более крупными колоннами. Каждый ярус включает по два ряда икон. Верхние иконы на первом ярусе заключены в рокайльные картуши, а на третьем — в овальные медальоны. В алтаре главного храма сохранилась надпрестольная сень, опирающаяся на четыре витые колонки, украшенные гирляндами, и с волютами в завершении. В северном приделе сохранился остов одноярусного деревянного иконостаса с многолопастными завершениями над арочными рамами. В интерьере основного этажа сохранились настенные росписи. В храме большую роль играет гризайльная живопись. Своды под главами расписаны кессонами, остальные заняты растительно-орнаментальными композициями. Стены разделены антаблементом на два яруса. Верхний ярус расчленен коринфскими колоннами и завершен полным антаблементом с метопно-триглифным фризом. В люнетах над карнизом изображены символы церкви. В каждом ярусе на стенах помещены крупные сюжетные композиции, выполненные маслом. На южной стене в верхнем ряду расположены Преображение и Вознесение, в нижнем — Воскресение и Положение во гроб; на северной стене вверху — Жертвоприношение Авраама, Ветхозаветная Троица, Лестница Иакова и сюжет с Моисеем, внизу — Тайная Вечеря, Моление о чаше, Поцелуй Иуды, Христос перед Кайафой (?) и Христос в темнице. На стенке, отделяющей лестницу на хоры, помещены композиции (масло, нач. 20 в.): «Се человек», «Пилат умывает руки», «Распятие» и другие. В южной апсиде сохранился гризайльный карниз с вазонами, розетками и модульонами. В северном приделе настенная живопись была выполнена в 1826-27 гг. На своде изображены Новозаветная Троица и Евангелисты, в люнетах на северной стене — Преображение, на южной — Воскресение, по пятам свода проходит гризайльный карниз с мутулами.