Церковь Покрова
Церковь Покрова

Церковь Покрова

Интересный пример сельского приходского храма, соединяющего в своем облике объемную композицию, традиционную для солигаличских памятников кон. 17 в. и плоскостный декор, переходный от барокко к классицизму. Кирпичный храм, побеленный по известковой обмазке, был возведен в 1792 г. богатым крестьянином Маркелом Макаровым на месте обветшавшей деревянной церкви. Паперть и колокольня пристроены в 1835 г. В трапезной храма существовал придел Николая Чудотворца. Севернее Покровской церкви находился деревянный ярусный храм Преображения 1763 г. Церковь стоит в стороне от села на кладбище. Ее стройный двухъярусный четверик с четырехскатной кровлей, вытянутый в поперечном направлении, имеет типичное для солигаличских храмов венчание пятью тесно сдвинутыми главками на высоких цилиндрических барабанчиках (центральный световой). С востока к четверику примыкает полуциркульная низкая апсида, с запада — также пониженная и суженная трапезная, крытая на два ската. Самой богатой пластически частью композиции является четырехъярусная колокольня, состоящая из двух четвериков, восьмерика и завершающего цилиндра. Четверик храма с тремя осями проемов на боковых фасадах имеет ярко выраженное ярусное деление. Нижний ярус с арочным входом и фланкирующими его прямоугольными окнами отделен от верхнего упрощенным антаблементом и треугольным фронтоном, наложенным на широкий пояс — подобие двухчастного аттика. В верхнем ярусе помещены три арочных окна. В завершении фасадов — антаблемент с сухариками в карнизе. Все окна храма заключены в широкие гладкие рамочные наличники, в первом ярусе усложненные ступенчатой П-образной нишкой над проемом, а во втором — маленьким клинчатым замком. Декор апсиды и трапезной идентичен и ограничен рамочными наличниками с лежачими нишками над горизонтальными перемычками и трехчастным антаблементом. Нижний четверик колокольни с юга и запада прорезан крупными арочными проемами, западный фасад украшен четырехколонным тосканским портиком (фланговые колонны ныне утрачены), треугольный фронтон которого наложен на широкий аттик с лежачей филенкой; над входом был металлический зонт на ажурных кронштейнах. Арки звона во втором ярусе отмечены двухколонными портиками с фронтонами, в третьем сдвоенные колонны с фронтончиком декорируют узкие диагональные грани восьмерика, а в верхнем, цилиндрическом, парные колонны украшают простенки между арочными проемами и поддерживают тяжелый карниз в основании уплощенного купола. Храмовый четверик перекрыт четырехлотковым сводом со световым кольцом в шелыге и маленькими распалубками над верхними окнами; несколько выше окон помещен ряд голосников. Три арочных прохода ведут в алтарь, перекрытый конхой, трапезная завершена полулотковым сводом, а нижний ярус колокольни — коробовым. В северной стене колокольни устроена лестница к звону и миниатюрная палатка с коробовым сводом. На стенах храмового четверика и в алтаре сохранились остатки клеевой живописи 1-й пол. 19 в., позже прописанной маслом. Под верхними окнами проходит гризайльный карниз с модульонами, под ним — сцены страстного цикла в прямоугольных рамах, на западной стене композиции помещены двумя ярусами. Колорит живописи холодный, построенный на сочетании серо-синих и коричневых тонов.