Церковь Трех Святителей
Церковь Трех Святителей

Церковь Трех Святителей

Пример архаичной для своего времени культовой постройки, имеющей сложную строительную историю и отражающей в стилистически различном облике своих разновременных объемов консервативные особенности провинциального зодчестве 18-19 вв. Церковь расположена на кладбище примерно в полутора километрах на северо-запад от села, известного как родина крупнейшего церковного и политического деятеля 15 в. митрополита Ионы, при котором московская митрополия фактически стала независимой от константинопольских патриархов. Согласно жалованной грамоте великого князя Василия III, село с 1527 г. являлось вотчиной московских митрополитов, потом патриархов. Деревянная церковь, посвященная Трем святителям московским — Алексию, Петру и Ионе, впервые упоминается здесь с 1628 г. Ныне существующая церковь того же посвящения построена в 1775 г. В 18 в. здание имело несимметричную, более характерную для предшествующего столетия композицию, состоявшую из храма с апсидой, небольшой трапезной с южным Никольским приделом и колокольни, причем последняя, судя по своим архитектурным формам, была сооружена несколько позднее основного объема. Во 2-й пол. 19 в. на средства прихожан была предпринята капитальная перестройка здания, значительно изменившая его облик. Сначала были перестроены апсида храма и трапезная с южным приделом, а вслед за этим с северной стороны выстроен новый Благовещенский придел, освященный в 1872 г. Тогда же, очевидно, нижний ярус колокольни был обложен снаружи новым кирпичом. Территорию кладбища окружала кирпичная ограда, построенная в кон. 19 в. При церкви существовали дом причта и церковно-приходская школа. В настоящее время симметрию осевой композиции кирпичной, покрытой снаружи известковой обмазкой церкви нарушают лишь несколько отличающиеся по габаритам и конфигурации апсид приделы трапезной. Основной объем представляет собой двусветный пятиглавый четверик, боковые фасады которого частично закрыты скругленными апсидами приделов трапезной. Примыкающая с востока пониженная пятигранная апсида несколько уже храма; трапезная, ориентированная по поперечной оси здания, — значительно шире, причем ее северный придел заметно превышает по размерам южный. Над алтарями обоих приделов возвышались главки на двухъярусных кирпичных барабанчиках. Массивная трехъярусная колокольня с низким нижним ярусом и столпообразными четвериками верхних по своим пропорциям вполне соответствует эпохе барокко, однако ее декор крайне лаконичен, а завершение традиционным для предшествующего столетия граненым кирпичным шатром со слухами выглядит почти нелепо. Боковые фасады четверика храма получили сравнительно редкое композиционное решение в две оконных оси, на северном фасаде размещенных симметрично (западное окно первого света выходит ныне в интерьер позднего придела), на южном — сдвинутых к востоку. В декоре четверика воспроизведены декоративные формы 17 в., отличающиеся от прототипов упрощенным рисунком и несколько графичным характером профилировок. По верху стен проходит тонкий венчающий карниз с поясом кронштейнов, а межъярусное членение отмечено карнизом, состоящим из двух полочек. Углы закреплены парными пилястрами. Высокие окна с трехцентровыми перемычками обрамлены наличниками с полуколонками, завершенными в первом свете парными архивольтами, во втором — килевидными фронтончиками. Цилиндрические, с кокошниками в основаниях барабаны венчающего храм пятиглавия украшены аркатурными поясками. На баранах сохранились главы, обшитые кровельным железом в «шашку». Декоративное оформление апсиды и приделов трапезной выдержано в различных направлениях эклектики с характерной для 2-й пол. 19 в. огрубленной моделировкой деталей. Использование на всех объемах сходных по рисунку несложных венчающих карнизов и угловых пилястр, раскрепованных на апсиде и парных на приделах, свидетельствуют о принадлежности их к близким по времени строительным этапам. Основное различие декора заключается в формах оконных наличников, на апсиде и южном приделе тяготеющих к псевдобарочным формам, на северном приделе — трактованных в духе национального стиля. На апсиде и южном приделе окна с лучковыми перемычками имеют обрамления с ушами, каплями и полукруглыми завершениями, на северном приделе арочные окна обрамлены скромными перспективными наличниками. Раскрепованные на углах верхние ярусы колокольни обработаны большими прямоугольными нишами, в которых помещены высокие арки звона. Карнизы ярусов дополнены поясами поребрика и сухариков. Четверик храма перекрыт четырехдольным сомкнутым сводом со световым кольцом барабана в шелыге. Апсида, сообщающаяся с храмом тройным арочным проходом, перекрыта граненым сомкнутым с распалубками сводом, переходящим в коробовый. Интерьер трапезной и приделов представляет собой единое пространство, которое, судя по сохранившимся фрагментам, было перекрыто лотковым сводом с распалубками, переходящим в апсидах приделов в коробовые своды. В нижнем ярусе колокольни четыре мощных пилона организуют внутреннее пространство в виде неравноконечного креста. Перекрытия ярусов плоские. На верхние ярусы ведет кирпичная лестница, устроенная в толще кладки северной стены. Вход на лестницу устроен на северном фасаде. Убранство интерьера не сохранилось.