КРЕМЛЬ. Ансамбль, 15 – нач. 20 вв.
КРЕМЛЬ. Ансамбль, 15 – нач. 20 вв.

КРЕМЛЬ. Ансамбль, 15 – нач. 20 вв.

Находится в северо-восточной части города и играет главную роль в его панораме. Расположен на высоком мысу с крутыми склонами при впадении в реку Трубеж её правого притока Лыбеди. К высокому обрывистому склону над Трубежем обращены боковыми фасадами наиболее представительные сооружения Кремля. Принято считать, что в 1095 г. здесь был заложен город Переяславль-Рязанский, в 1778 г. переименованный в Рязань. К концу 13 в. сюда из древней Рязани (ныне городище у села Старая Рязань), разрушенной татаро-монголами, переместился центр Рязанского княжества. Территория Кремля с трёх сторон защищена реками Лыбедью и Трубеж. Их названия – косвенное свидетельство о южнорусском происхождении первых жителей этого города. С четвёртой (западной) стороны, протянулся ров глубиной 5-7 м, в древности заполненный водой. Уже в 13 в. по периметру холма были насыпаны валы, с устройством на них деревянной крепостной стены с башнями. В начале 16 в. к западу от Кремля возникло еще одно укрепление – острог. Дубовые стены обеих крепостей были укреплены башнями. По описи 1641 года крепость Кремля насчитывала 13 башен, в 1651 г. – 12, в 1706 г. – 9. Стена острога была укреплена 12 башнями. Из всех башен Кремля только Глебовская, на месте которой позже была возведена соборная колокольня, была каменной (возможно, с 16 в.). В 16-17 вв. Кремль Переяславля-Рязанского входил в развитую систему укреплений против набегов крымских татар на Москву. Московское правительство считало укрепления линии Рязань – Тула – Одоев наиболее надёжным участком этой системы. С северо–запада к Рязани подходила Вожская засека. Последний раз фортификационные сооружения Переяслалвя использовались против набега крымских татар в 1673 г., а к кон. 17 в. пришли в полное запустение. Внутри Кремля выделялся обширный северо-западный участок, где издавна располагался княжеский двор с деревянными гражданскими постройками. К западу от него в кон. 14 в. князем Олегом Ивановичем было начато строительство белокаменного Успенского собора – первой известной каменной постройки в кремле, – законченной при его сыне Фёдоре Ольговиче (1402 – 1427). Этот храм был тогда общегородским собором и княжеской усыпальницей. После одной из перестроек в 1753 г. собор был переименован в Христорождественский. В конце 15 или начале 16 в. на княжеском дворе был возведён в камне Архангельский собор, который в 1-й пол. 17 в. частично перестроили. После упразднения в 1521 г. Рязанского княжества и запустения княжеского двора, во 2-й четв. 16 в., на территорию Кремля была перенесена резиденция рязанских епископов, ранее находившаяся в районе Борисоглебского собора. В это время на месте княжеской резиденции архиерей Иона «ставит для себя помещение для жилья и двора». Рядом с княжеским двором, были основаны древнейшие в Рязани монастыри: к юго-западу – Спасский (упоминаемый в документах с 1467 г.), а к северу – Духовской (основан в 15 в., упоминается с 1505 г., выведен из Кремля в 1783 г.). До сер. 20 в. северную часть Спасского монастыря занимало кладбище, самое богатое в Рязани. В 16 веке в центральной части кремлёвского холма (восточнее Спасского монастыря) появился Казанский Явленский монастырь, имевший бревенчатую ограду с передними и задними воротами. В с.-в. углу монастыря располагался каменный Казанский собор с Никольским приделом; на территории были также кельи, погреб и амбар. В 1786 г. монастырь был перенесён за пределы Кремля, а на его месте разбили сады при Архиерейском доме. Южнее Казанского монастыря располагался Воеводский двор, позднее также прекративший своё существование. 17 век был временем самого бурного строительства на кремлёвской территории. В 1642 г. появилась каменная Духовская церковь. К юго-западу от неё в сер. 17 в. Возвели одноэтажные четырёхсекционные амбары (позднее заменены новыми двухэтажными). В 1647 г. на древнем основании возвели церковь Богоявления в Спасском монастыре (одноимённый деревянный храм на этом месте упоминался уже в 1626 г.). В 1647 г. весь Переяславль-Рязанский пострадал от опустошительного пожара. После пожара, в 1653-1692 гг. в несколько этапов сооружали новые каменные палаты Архиерейского дома. Во 2-й пол. 17 в. вокруг Архиерейского дома возвели несколько административных и хозяйственных корпусов. Помимо Архиерейского дома он включает в себя консисторский, певческий, хозяйственный и конюшенный корпуса, а также здание амбаров. В 1681 г. Архиерейский двор обнесли высокой каменной оградой, позднее утраченной. В 1697–1699 гг. к новым двухэтажным амбарам примкнули солодовенные палаты. Они были разобраны в 18 в. До конца столетия в облике Кремля господствовали оборонительные сооружения. На рубеже 17 и 18 вв. объёмно-пространственной доминантой в разросшемся комплексе стал грандиозный новый Успенский собор. Чуть позднее, в 1702 г. был построен Преображенский собор Спасского монастыря. Каменной оградой с круглыми башнями по углам эту обитель обнесли только в 1757 г. Архиерейский дом в 1778-1780 гг. был увеличен крупной пристройкой. Ко второй половине 18 в. относится также появление корпуса гостиницы знати на территории Спасского монастыря. В посл. четв. 18 и 1-й трети 19 в. несколько раз капитально перестраивался сильно обветшавший Христорождественский собор. В результате перестроек он совершенно лишился первоначального облика. Последние существенные изменения в силуэте ансамбля, повлиявшие на панораму всей Рязани, связаны со строительством соборной колокольни, поставленной при въезде в Кремль из города через мост надо рвом. Величавое многоярусное сооружение на месте Глебовской башни возводилось с перерывами много лет, пока не было закончено в 1840 г. Очевидно, при возведении колокольни строители провели частичную вертикальную планировку вала и рва на этом участке, создав промежуточные округлые террасы в уровне дорожного полотна. К ним плавно спускается уцелевший вал с травяными склонами, примерно в 40° к горизонту. Во второй половине 19 века сложившийся исторический ансамбль в целом не подвергался сильным переделкам. В конце столетия, в связи с подготовкой к 800-летнему юбилею Рязани, древние здания Кремля были поновлены, что не всегда впрочем, было сделано корректно. Вновь видоизменился облик Христорождественского собора, яркую окраску получили фасады Успенского собора и Архиерейского дома. 20 век стал временем сохранения и научного исследования архитектурных памятников Кремля. В 1914 г. на территории Кремля в помещениях Архиерейского дома открылся церковно-археологический музей: древлехранилище. Небольшая экспозиция появилась тогда же в Архангельском соборе. Вскоре после Революции, в 1922 г. в Кремль из здания б. Присутственных мест переехал Рязанский историко-археологический музей (создан ещё в 1884 году). В 1923 г. на базе экспозиций музея и древлехранилища во «Дворце Олега» был организован Рязанский Губернский историко-художественный музей. Всю вторую половину 20 в. в Рязанском Кремле шли большие реставрационные работы по проектам Е.В. Михайловского, И.В. Ильенко, Е.М. Караваевой, З.В. Васильевой, Е.Г. Одинец. Древнюю монументальную живопись восстанавливали Г.Е. и Т.Г. Брягины. Между Певческим корпусом и «Гостиницей черни», из земли сейчас выступают выявленные и надложенные реставраторами фундаменты Солодовенных палат. Здесь реставрационно-археологические изыскания после сер. 20 в. вели И.В. Ильенко и Е.Л. Хворостова. В 1984-1985 гг. была вскрыта западная часть солодёжни, включавшая в себя цистерну хозяйственного назначения, сложенную из белокаменных блоков. Стены другой части были кирпичными, с чередованием тычковых и ложковых рядов – как в цепной кладке, пришедшей в Россию с основанием Петербурга, а в Средне-Русской полосе распространившейся лишь в 19 веке. Низ стен – рваные блоки белого камня, подтверждающие хозяйственное назначение этой древней постройки. По аналогии с акцентировкой фундаментов Солодовенных палат реставраторы отчасти воссоздали ограду с воротами и калиткой к востоку от апсид Успенского собора. Во фрагментарную реконструкцию караульни при воротах включены основания лицевых арок и коробового свода между ними, а также участок тесовой кровли с полицей и деревянным жолобом-водотечником. В 1990-х – 2000 х гг. Е.Л. Хворостовой и Е.Г. Одинец в подклете Успенского собора были обнаружены фундаменты зелейных палат (разобраны в 1678). Здесь же выявлен фрагмент стены раннего Успенского собора 1680-х гг. В 2002 г. в Христорождественском соборе были вскрыты древние фундаменты апсид старого Успенского собора кон. 14 – нач. 15 вв. В 2008 г. воссоздано южное крыльцо Архиерейского дома. В соответствии с исследованиями реставраторов, большинство исторических зданий Кремля сейчас имеет белую окраску. На их фоне выделяется вишнёво-красный массив Успенского собора с неоштукатуренной кирпичной кладкой. Красочные акценты в панораму Кремля вносит его пятиглавие с центральной золочёной главой. Боковые синие главы с золотыми звёздами, словно на фоне вечернего неба, перекликаются с завершением Преображенского собора. Тёплая желтизна, созвучная золоту центральной главы, активна в облике Кремля благодаря окраске соборной колокольни, собирающей своей вертикалью весь комплекс, а также фасадам Христорождественского собора. Рязанский кремль – выдающийся памятник истории, археологии, архитектуры и градостроительства. Ансамбль Кремля вписывается в целый ряд других подобных ему сооружений древнерусских городов: в Москве, Коломне, Твери, Смоленске, Новгороде, Пскове, Казани, Астрахани и т. д. Дойдя до наших дней в хорошей сохранности, Рязанский Кремль, благодаря своему уникальному расположению и крупным масштабам архитектурных сооружений, до сих пор сохраняет доминирующее положение в застройке города. Архитектурный облик Рязанского Кремля в наибольшей степени определяют постройки 17 столетия. Особенной выразительностью обладают прекрасные памятники нарышкинского стиля: Успенский и Преображенский соборы. Однако в ансамбле присутствуют, и сооружения 15 века, весьма ценные для истории раннемосковского зодчества. Благодаря колокольне древнерусский архитектурный ансамбль с включениями построек раннепетровского времени был дополнен новым, чрезвычайно сильным акцентом в формах классицизма. Помимо архитектуры, Рязанский Кремль исторически являлся и является хранилищем первоклассных произведений древнерусского декоративно-прикладного и монументального искусства, а также интересных образцов допетровской монументальной живописи. Кремль остаётся центральным ансамблем Рязани, сильно разросшейся в 20 веке. С больших расстояний (до 15 км) воспринимаются тяжёлый пятиглавый куб Успенского собора с иглой-колокольней. На более близком расстоянии Кремль с левого берега Трубежа смотрится как цепочка вертикалей, нарастающих от парных шатриков Духовской церкви к величавому шпилю соборной колокольни. С берега Лыбеди, где в старину располагалась древняя Рыбацкая слобода, ансамбль сейчас практически невидим из-за разросшихся деревьев на восточном склоне холма. Со стороны города уже от площади Ленина перспективу Соборной улицы замыкают громада Успенского собора и вздымающаяся на его фоне колокольня. На последнем участке этого движения – перед мостом через ров – бульвар по оси Соборной улицы скрадывает панораму кремля. По мере приближения к Кремлю зритель видит сквозь арочные пролёты в двух нижних ярусах колокольни главный портал и главы Успенского собора. Это подчёркивает сильную связь двух крупнейших сооружений ансамбля, утверждающую их господство над кремлём и над городом. Вблизи панорама Кремля разворачивается нешироким, но насыщенным фронтом. Главная высотная доминанта ансамбля – четырёхъярусная Соборная колокольня, поставленная с запада по продольной оси массивного Успенского собора, вздымается над остальными сооружениями. Пустое пространство между собором и колокольней образует небольшую, но просторную площадь, до регулярной перепланировки Рязани носившую имя «Соборной». Композиционная ось восток-запад зрительно продолжается Глебовским мостом и далее Соборной улицей. К северу от Успенского собора, над крутым обрывом холма, спускающегося к р. Трубеж, вытянулся собор Рождества Христова. Северо-восточная часть кремлёвской территории, с запада скрытая за массивным Успенским собором, занята обширным комплексом построек Архиерейского двора. Доминирующее сооружение комплекса – Архиерейский дом с оградой и хозяйственными постройками – протянулось параллельно композиционной оси восток-запад по северной границе территории. Архиерейский дом связан открытым переходом с гульбищем Успенского собора (так называемый “Архиерейский переход”). Южнее, под самыми апсидами Успенского собора расположен небольшой собор Михаила Архангела, соединённый в прошлом стенами ограды с консисторским корпусом и с Архиерейским переходом. Юго-западную границу участка фиксирует консисторский корпус, продолженный пристройкой хозяйственного корпуса. Восточный край Архиерейского двора ограничен зданием амбаров, позднее получивших название “Гостиницы черни”. На ю. в. границе разместился корпус конюшен, а в средней части перспективу вглубь территории закрывает небольшой Певческий корпус, поставленный почти под прямым углом к Архиерейскому дому и соединенный с ним короткой кирпичной оградой, которую прорезают два прохода. Южную часть кремлевской территории занимает Спасский монастырь. Его северная стена проходит вдоль подклета Успенского собора. С запада ограда Спасского монастыря почти вплотную подходит к земляному валу. С восточной стороны территорию монастыря ограничивают Консисторский и Хозяйственный корпуса Архиерейского двора. С южной стороны к монастырю подступают сады и огороды. Южнее Успенского собора расположены два монастырских храма. Более крупный Преображенский собор – занимает в монастыре центральное место, а небольшая Богоявленская церковь почти прижата к северной стене ограды, оттеняя своим изяществом мощь соседнего Успенского собора. Группа служебных построек к с.-з. от церкви Богоявления фланкирует изнутри главные, северные ворота в монастырь. Другие, западные ворота, обращённые к земляному валу, отделены от основной монастырской территории Гостиницей знати. К с.-в. от Архиерейского двора, на самом углу кремлёвского холма стоят небольшая Духовская церковь и чуть южнее низенькая часовня-столп. К северу от Духовской церкви, у самого обрыва расположен двухэтажный дом регента Успенского собора, называемый в обиходе домом Кроткова либо поповским домом.