Успенский собор
Успенский собор

Успенский собор

Главное место в Кремле занимает Успенский собор. На его месте стояла церковь Николы Старого, сгоревшая в 1611 г., затем здесь был устроен пороховой склад или «зелейная палата». Замысел строительства нового Успенского собора появился в 1672 г. при митрополите Илларионе (1657-1674). Затем дело продолжил митрополит Иосиф (1674-1681), писавший в Москву в 1677 г. о ветхостях кремлёвских зданий и необходимости постройки на новом месте соборной церкви. В 1682 г. указом царей Петра и Ивана было дано разрешение на постройку нового Успенского собора. По смерти Иосифа, строительство возглавил митрополит Павел (1681-1686). Подрядившиеся в 1684 г. записные каменщики Приказа каменных дел Емельян Калинин и Фёдор Яковлев сын Шаритин (Шарыпин), а также костромской каменщик Григорий Сусанин (Сухан) прибыв в Переяславль-Рязанский построили только подклет. Вскоре Шарыпин ослеп и работы препоручили записному каменщику Кондратию Алферьеву “со стоварищи”. Новый собор заложили в 1684 г. Но уже в 1687 г. митрополит жаловался царям в Москву на медленно и плохо возведённый подклет нового собора. В 1689 г. мастер Сергей Христофоров подрядился изготовить иконостас высотой и шириной в 10 саженей, то есть более двадцати метров. В 1692 г. здание, возведённое почти до луковиц на главах, обвалилось, разрушив церковь Варлаама Хутынского (17 в.) над въездом в Спасский монастырь. Обвал мог произойти из-за того, что южную стену нового собора возвели на ненадёжном грунте после засыпки озера Быстрого в этой части кремля. Кирпич из завалов пошёл на строительство Ильинской церкви за пределами кремля. Из Москвы в 1692 г. приехал каменных дел подмастерье Осип Старцев для осмотра руин. Некоторые исследователи считают, что возможно последний период строительства вёлся под его руководством. Вскоре состоялись торги на постройку нового собора. В этом конкурсе зодчий Яков Бухвостов победил Петра Быка и Григория Мазухина. В 1693 г. строительство начали новые подрядчики: Яков Бухвостов с товарищами Никитой Устиновым, Герасимом Ивановым и Иваном Парфёновым. Их также постигла неудача: в 1696 г. своды недостроенного собора рухнули, и Бухвостов был посажен на несколько недель “в железа” по приказу митрополита. Это обрушение сорвало попытку сделать собор на 5 саженей выше, чем было предусмотрено подрядными записями 1680-х гг. Тем не менее, законченный при митрополите Авраамии в 1699 г. собор всё же превзошёл на две сажени высоту, запланированную договором с прежними подрядчиками, и оказался на 13 метров выше Успенского собора в Московском кремле, по образцу которого и строился. Собор снизу окружало открытое гульбище на аркаде и с лестницами-всходами по сторонам. Над карнизами четверика изначально был кружевной белокаменный парапет со сложными фигурными фронтонами в виде «гребешков», разделёнными пинаклями. За парапетом шёл круговой обход. В 1700 г. мастера Свидерский и Лысков подрядились золотить иконостас, а к 1702 г. иконописец Соломанов с помощниками писал для него иконы. В августе этого года собор был освящён митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским), который с 1700 г. был одновременно местоблюстителем патриаршего престола. На следующий год буря сорвала кресты с собора, и в 1704-1706 гг. мастер С. Малофеев сделал их заново. Золотил их в 1706 г. Я. Иванов. Главы поначалу были лужёными, потом центральную позолотили, а боковые украсили золотыми звёздами по синему фону. Здание не раз подвергалось основательным ремонтам. Уже в 1712 г. “все своды от стен отпали” и хотя они вскоре были исправлены, в документе 1727 г. опять говорится: “все своды расселены... и в подклетах расселины великие обретаются”. Продолжавшаяся неравномерная осадка здания вызвала новые обрушения в 1728, 1735 и 1737 гг. Тогда “паперть вокруг алтаря <...> на 26 сажен вся рассыпалась”. Постепенное разрушение собора привело к его закрытию в 1796 году. Однако, несмотря на то, что тогда же специальная комиссия постановила разобрать здание, архитектор Иван Францевич Руска (он же Русско, Руско) в 1804 г. провёл его капитальный ремонт. При этом посводное покрытие здания сменила 4-скатная кровля (тогда же видимо были утрачены «гребешки»), был упрощён фасадный декор и переделано гульбище над аркадой, повторно изменённое в конце 19 в. Боковые всходы на гульбище разобрали, арки с висячими гирьками заложили, а белокаменные узорные парапеты сменила чугунная решётка с короткими колонками. Такие же каннелированные колонны, но более крупные и сделанные из белого камня были водружены на постаментах внизу новой лестницы на гульбище по оси западного входа. В 1855–1857 гг. интерьер собора, стены которого до этого времени оставались белыми, был расписан московским художником Николаем Степановым. В связи с юбилеем Рязани в 1895 году фасады собора были довольно причудливо раскрашены: поле стены подчёркивалось красным, а фусты белокаменных колонок выделялись синим. Работы затронули и интерьер. В 1891 г. он был вторично расписан. Первоначальный внешний облик фасадам собора и интерьеру отчасти удалось вернуть при реставрации в 1953–1957 гг. под руководством Е.В. Михайловского. Здание выстроено из кирпича, на белокаменном основании (местами на высоту человеческого роста). Стены подклета побелены, краснокирпичная кладка храма тонирована красным. Детали фасадного декора выполнены из белого камня. Успенский собор – лучший памятник зодчества в Рязанской области, один из шедевров архитектуры «Нарышкинского стиля» и крупнейший среди городских многостолпных соборов петровского времени. Творение знаменитого зодчего Якова Бухвостова, вместило в себя выдающиеся произведения художественной резьбы по белому камню и дереву. Огромные размеры, сложные технические задачи, виртуозное исполнение деталей декора, объединяющее эстетические принципы допетровской эпохи и нового времени, наконец, исключительная градостроительная роль делают Успенский собор первостепенным памятником Рязани. Гигантский кубический объём трёхсветного храма вместе с тремя более низкими полукруглыми апсидами поднят на высокий подклет. В прошлом, при незаложенных арках подклета и фигурных парапетах над ними, собор казался парящим в воздухе. Над четвериком пять цилиндрических световых барабанов, смещённых к востоку, несут внушительные луковичные главы с ажурными крестами. Под нынешней 4-скатной кровлей из железа, сменившей тесовое покрытие по сводам, сохранились кокошники в основании центрального барабана на гранёном трибуне и широкий антаблемент по стенам на уровне сводов, включающий профилированные блоки из белого камня. Фасады четверика разделены сдвоенными узкими колонками на три прясла по западному и восточному фасадам и на четыре по северному и южному; причём, фусты колонок выложены в кладке. Дважды опоясанные колонки на постаментах как бы составлены из трёх частей, что в целом соответствует трёхъярусному членению фасадов собора. Причём в самом верхнем ярусе, где перепад толщины стены заставляет её делать уступ, колонки повторяют его. Вверху стилизованные капители, упираются в карниз с длинными белокаменными язычками. Вертикализму прясел и колонок вторят белокаменные обрамления крупных арочных окон, соединённых в подобие лент, идущих сверху донизу. Пышное убранство наличников и порталов – вершина камнерезного искусства русских мастеров. Вверх от яруса к ярусу орнаментика обрамлений становится более лаконичной. При этом более выразительным становится силуэт. Нижние окна фланкированы колоннами с коринфской капителью над стволом, испещрённым сочным растительным орнаментом, в который вплетены короны и иные геральдические атрибуты. Подобный узор покрывает фигурные кронштейны колонн и подоконные вставки с акантом, виноградными гроздьями и другими растительными мотивами, вазонами, драпировками, бусами, птичьими головами на чешуйчатых шеях, ионическими волютами и т.д. Под окном средней апсиды – трансформированное подобие рыцарского шлема с решётчатым забралом. Над нижними наличниками тимпан, ограниченный семью дугами (на апсидах пятью), имеет в центре медальон, окружённый изощрённым узорочьем. Сходным образом, но сложнее оформлены порталы. В них антаблемент с тимпаном несут колонки, витые в верхней части, а фланкирующие колонны с импостами как бы приставлены к основному обрамлению. Фриз над входным проёмом украшен резными розетками и прямоугольной вставкой. Особенно пышно декорированы узорочьем боковые откосы главного западного портала. В наличниках 2-го яруса сплошной резной узор покрывает только низ колонок и подоконную вставку. Тимпан наличника, с розеткой в центре, имеет здесь сложный контур в форме разорванного «гребешка» с тремя французскими лилиями в разрывах. Наиболее скромны наличники окон 3-го света. Колонки, витые на две трети от верха, несут тимпан со двумя волютами, закрученными к кольцу в его центре. На вершине тимпана и над колонками выделяются небольшие раковины. Декоративной обработке фасадов вторят стены световых барабанов, расчлененные колонками и зрительно облегчённые белёными филёнками в простенках между узкими арочными окнами. Внутри шестистолпный храм воспринимается как высокий трёхнефный зал. Из шести столпов четыре круглые опоры находятся в помещении для молящихся, а две включены в единую стену, скрытую за иконостасом. Пологие сомкнутые своды между арками, которые сходятся к низким широким кубоватым капителям, чередуются с пятью барабанами на тромпах (под восточными барабанами – жертвенник и дьяконник). В основном помещении храма стена имеет уступы, пересечённые отливами окон. Их огромные ниши, почти касаясь друг друга по вертикали, уходят к сводам, где завершаются лёгкой распалубкой. С каждым новым уровнем окон стена в храме становится тоньше. В срезанном с.-з. углу храма сделан вход на лестницу, ведущую на крышу. Лестница освещена маленькими квадратными окнами во внешних стенах. Коробовые перемычки внутристенного хода высоко подняты над белокаменными ступенями. Стены в алтаре разгружены системой арочных проёмов и ниш, расположенных в пяти ярусах по вертикали. В алтарном пространстве особенно заметны следы неравномерной осадки здания: стены не параллельны друг другу. Нынешняя белизна стен в храме, которая отличается от первоначальной тем, что на сводах и отчасти на столбах сохранились остатки академической росписи кон. 19 века, подчёркивает великолепие грандиозного первоначального иконостаса, трудно обозримого целиком. Иконостас состоит из семи ярусов, причём четыре основных крупнофигурных чина: местный, деисус, пророческий и праотеческий, чередуются с тремя промежуточными более мелкими рядами с многофигурными изображениями праздников и евангельских сцен. Между иконами, выполненными в стилистике, ориентирующейся на «фряжские» образцы, в каждом из основных чинов расставлены коринфские колонки, фусты которых увиты богатой орнаментальной и растительной резьбой с позолотой. В промежуточных чинах колонки поддерживают волютообразные кронштейны, также пышно декорированные резьбой. Обилие колонок создаёт необычное впечатление «золотого леса», устремлённого к подкупольному пространству. Среди равномерной сетки членений иконостаса выделяется средняя ось. Над богато декорированными арочными царскими вратами расположены три крупные иконы Спаса Вседержителя, Богоматери с младенцем и Бога Отца. По сторонам от царских врат расположены меньших размеров выпукло-вогнутые арки над проходами в жертвенник и дьяконник. Завершается иконостас плоскостным распятием-тромплеем с двумя фигурами по сторонам, а также шестью иконами в восьмигранных медальонах с пышными резными рамами. Под семиконечным крестом завершающего Распятия – золотистое кольцо с лучами во все стороны. Оно символизирует Ветхозаветную троицу: внутри словесно перечислены Бог – отец, Бог – сын и Бог – святой дух. Над иконами местного чина во фризе антаблемента, украшенного резными пальметтами, пышная барочная резьба расступается, освобождая место для их названий: “Благовещение Пресвятыя Богородицы”, “Вознесение Господа Иисуса Христа”, “Рождество Христово”, “Призри во смирение”, “Господь Вседержитель”, “Успение Пресвятыя Богородицы” (храмовый образ); над “Воскресением” и “Преображением” надписи во фризе утрачены. Горельефная резьба иконостаса, с широким включением «нарышкинских» форм, – одно из лучших произведений этого вида искусства. Многие крупные фрагменты иконостаса вырезаны из одного куска дерева. Поверхность подпружных арок под сводами храма украшена декоративной росписью с острыми изломами пурпурно-красных и золотисто-жёлтых прямолинейных элементов на синем фоне. Аналогичными сложными переплетениями окружены и погрудные изображения святых в круглых медальонах на ю.-в. столбе в основном помещении храма. Медальоны расположены в трёх уровнях по странам света и числом соответствуют главной группе апостолов. В сводах многофигурные композиции, выполненные в тёплой цветовой гамме и изображающие Новозаветную Троицу, ангелов, херувимов и пр. Окна храма забраны кубоватыми решётками, свойственными 17 веку. Параллельные средники в оконных переплётах образуют 4-конечный крест. В интерьере сохранились два паникадила 18 в.: большое и малое. Особенно эффектно большое семиярусное с изящными свечниками и объёмным Распятием в венчании. Также сохранились элементы убранства кон. 19 в. Нижние подоконные отливы украшены мозаикой из осколков гранита: равноконечный греческий крест чёрного цвета вписан в кольцо между двумя меньшими кольцами, по углам – равнобедренные красные треугольники на сером фоне. На полах храма и алтаря, поверх каменных плит, настлана ромбическая метлахская плитка той же трёхцветной гаммы: серые шестиугольники чередуются с шестиконечными звёздами из красных и чёрных ромбов. К царским вратам выложена дорожка. Более крупные звёзды в полу набраны на пересечениях осей боковых входов в храм с осями проходов в боковые апсиды. На солее, продолженной вдоль северной и южной стен, красные ромбы соединены во встречные зигзаги, разделённые серыми ромбами. В алтаре полукруглую выемку горнего места обходит мозаичная плита с восьмилучевыми крестами на углах. С западной стороны столбов в основном помещении метлахская плитка отсутствует, обнажая первоначальный каменный пол. Видимо, к столбам примыкали очень крупные киоты, уничтоженные в советское время. Пространство подклета, окружённого арочной галереей, разделено поперечной стеной на восточную и западную части. Восточная, в свою очередь, делится на три компартимента. В квадратной западной – четыре столба в центре, окружённые обходом под коробовыми сводами с распалубками. Пониженный проход по оси здания ведёт в средний восточный компартимент, пространство которого затеснено двумя столбами, сооружёнными в 18 в. в связи с очередными симптомами технической ненадёжности здания. К северу от пилонов хорошо видны частые ленты фундаментов, на которых были возведены Зелейные палаты и прежний Успенский собор. По сравнению с нынешним его алтарная сторона была слегка смещена к северу.