Соборная колокольня
Соборная колокольня заменила собой прежнюю колокольню, выстроенную в сер. 17 в. зодчим Ю.К. Ярушевым, но стоявшую на другом месте. Подготовка к строительству новой колокольни на месте Глебовской башни началась в 1783 г., когда был организован сбор пожертвований и был приглашён архитектор С.А. Воротилов (купец из крестьян села Большие Соли Нерехотского уезда Костромской губернии, ныне пос. Некрасовское Ярославской обл.). В собранных средствах значительную часть составили вклады Николо-Радовицкого монастыря (до революции – в Рязанской губернии, сейчас на юго-востоке Московской области, под Егорьевском), а также купцов Г.В. Рюмина и П.А. Мальшина. В 1789 г. заложили фундамент, но 1-й ярус был закончен лишь в 1797 г. Его архитектура, в отличие от воротиловского проекта в формах барокко, целиком принадлежит зрелому классицизму, что заставляет предположить авторство другого зодчего. Второй ярус, деньги на который дал именитый гражданин Г.В. Рюмин, строился по проекту и под руководством архитектора Ивана Францевича Руска (Русско) и был закончен в 1816 г. Строительство колокольни, прерванное отсутствием средств, возобновилось лишь спустя 20 лет. В 1830-е гг. был предложен целый ряд проектов её достройки, подготовленных А.Е. Биндеманом, Д.И. Висконти и другими архитекторами. В итоге в 1836 г. был выбран проект архитектора А.А. Тона, обладавший целым рядом достоинств, но снижавший масштабность колокольни – опасались, что грунт здесь слишком слаб. Этот недостаток выбранного проекта был преодолён губернским архитектором Н.И. Воронихиным. Он сумел сделать сооружение очень высоким (83,2 м), избежав рискованной нагрузки благодаря облегчающим стальным конструкциям. Не только 25-метровый шпиль, но и весь 4-й ярус были изготовлены из металла, что позволило почти на 30 метров увеличить высоту колокольни. В те годы металлические конструкции лишь входили в архитектуру, и даже при возведении крупных петербургских зданий предпочтение отдавалось деревянным каркасам и стропилам. Средства на возведение 4-го яруса колокольни предоставил Н.Г. Рюмин. Он же оплатил часы на колокольне, но шли они только весной и летом. По проекту Воронихина колокольню также предполагалось украсить круглой скульптурой: в первом и третьем ярусах. Были выполнены фигуры ангелов лишь для третьего яруса. Строительство закончилось в 1840 г. Колокольня вместила в себя древние колокола, отлитые в 1676 г. Фёдором Маториным и в 1679 г. Филиппом Андреевым. В 1953-56 гг. по проекту Е.В. Михайловского проведена реставрация здания. Среди архитектурных памятников Рязани соборная колокольня выделяется и разнообразием строительных материалов. В 1-м, 2-м и 3-м ярусах стены сложены из кирпича и окрашены по штукатурке. Цоколь, карнизы и колонны в этих ярусах белокаменные. Стены 4-го яруса сделаны из листового железа. Кровля шпиля, из лужёного железа с пайкой швов, позолочены – так же, как и крест с яблоком в его основании, как и трубы у четырёх гипсовых ангелов в 3-м ярусе. Межъярусные перекрытия деревянные. Соборная колокольня – одно из лучших и самых крупномасштабных высотных сооружений эпохи позднего классицизма во всей России; главная вертикальная доминанта Рязани. Не смотря на перерывы в строительстве и смену авторов проекта, колокольня обладает поразительной цельностью и неповторимой монументальной выразительностью. В композиции колокольни, при всей цельности силуэта, чётко сопоставлены монументальный, пластически насыщенный низ (два нижних яруса) и лёгкий верх, стремительно уходящий ввысь, завершаясь стрелой шпиля. Основа 1-го яруса – восьмигранник с более узкими диагональными гранями, прорезанный по странам света арками. Арки оформлены тосканскими портиками с треугольными фронтонами. Северный и южный портики 4-колонные, западный и восточный – 6-колонные с выносным фронтоном на двух колоннах. Диагональные грани отмечены арочными нишами под треугольными сандриками и с полуцилиндрами постаментов для так никогда не установленных скульптур. С юга вместо сквозного проёма устроен закрытый компартимент с четырёхмаршевой лестницей наверх. Второй, кубический ярус кажется крещатым благодаря сдвоенным коринфским колоннам, фланкирующим небольшие арочные проёмы на каждой грани. Иллюзии крещатости способствуют энергичные раскреповки карниза с сильным выносом и аттика над карнизом. В этом ярусе, самом просторном, есть конструктивная необычность. Под широкими арками помещены кирпичные цилиндрические кожухи с круглым отверстием посредине. Они передают часть нагрузки на нижние пилоны и одновременно играют роль резонаторов. Третий, цилиндрический ярус намного меньше в размерах и зрительно легче, чем нижние. Арки звонов здесь также фланкированы коринфскими колоннами под раскрепованным антаблементом. Между колоннами установлены фигуры трубящих ангелов на фоне плоских арочных ниш. Четвёртый ярус, также цилиндрический, повторяет основную тектоническую схему 3-го яруса. Стены этого яруса плавно переходят в купол с круглым отверстием в шелыге – в основании высокого шпиля. Интерьер рассекают в мерном ритме очень крутые наклонные связи, не свойственные русской архитектуре. В постамент левой колонны на западном фасаде 1-го яруса вмурована чугунная доска надписью: «На сем месте была каменная Глебовская башня с воротами и бойницами, с которых в 1521-м году Окольничий Иван Хабар Симский, сын Воеводы Василия Образцова посредством Пушкаря Иордана поразил татар Крымскаго Хана Магмет Гирея. Апрежде сего поражения Хабар взял у Хана грамоту Князя Московского с дани Крыму и тем спас Рязань и честь Великаго Князя Московскаго, за что дали ему Сан Боярина и внесли услуги его в книги разрядные на память векам смотри Истории Гна Карамзина 1521 год. Памятник сей устроен при Рязанском Архиепископе Гаврииле и Начальнике Губернии Петре Петровиче Новосильцове, иждивением Рязанского гражданина Ивана Алексеева сына Курганского в 1855 году».