Собор Рождества Христова
Собор Рождества Христова

Собор Рождества Христова

Собор Рождества Христова частично сохранил внутри своей алтарной части ниже уровня пола фрагменты белокаменных апсид самой ранней каменной постройки Рязани – древнего Успенского собора кон. 14 – нач. 15 вв. Долгое время считалось, что к этому времени относится белокаменная кладка в нижней части апсид и цоколя существующего собора, но как выяснилась это результат его перестройки в 1598-1606 гг. Об этом известно из описи Григория Вельяминова, составленной в 1598 г., в которой сказано: «Пред Епископли вороты церковь Соборная во имя Успения Пересвятия Богородицы каменная новая». Собор с приделом Федора Тирона соорудил архиепископ Митрофан. В 1609 г. в собор были перенесены мощи Святителя Василия из церкви Бориса и Глеба. Опись 1638 г. упоминает этот храм как пятиглавый, 4 столпный, с тремя высокими рундуками о пяти ступенях. В 1651 г. строительные работы по собору вёл зодчий Ю.К. Ярушев. Длина и ширина храма (по документу 1674 года) достигали 6 саженей (более 12 м). В 1692 г. по распоряжению митрополита Авраамия заново сооружена глава и стены надложены выше сводов. В 1753 г. древний Успенский собор переименовали в Христорждественский и перестроили. Были разобраны внутренние столбы, расширены окна, а также пристроена трапезная с накатным потолком и западный притвор. Окна получили барочные наличники с ушами. В 1776 г. своды в храме рухнули, разрушив каменные гробницы рязанских князей. Перестройка здания в 1781 г. была связана с именем губернского архитектора И.С. Волкова. Были понижены апсиды и восточная часть четверика, зато надложены стены храма на остальных участках. К западному притвору были пристроены боковые помещения. В 1826 г. собор был перестроен в формах позднего классицизма по проекту архитектора рязанской палаты Л.И. Стефенгагена. Стены стали выше почти на два метра, четверик получил деревянное ротондальное завершение с восемью арочными окнами, соединёнными тягой на уровне пят, ко всем трём входам пристроили 4-колонные коринфские портики, над которыми сделали большие полукруглые окна. Остальные окна получили арочную форму и были расширены, барочные наличники срубили. В 1873 г. собор подвергся не очень удачной перестройке в духе эклектики по проекту архитектора Звенова. Проект, предполагавший в частности удлинение трапезной и оформление фасадов в псевдобарочном стиле, был реализован не полностью. Тем не менее, обветшавший фальшивый купол заменили новым деревянным восьмериком, а западный портик расширили до 12 колонного, за счёт восьми колонн, взятых с разобранных боковых портиков. Над портиком установили тимпан из трёх килевидных кокошников и добавили килевидные заострения к ложным люкарнам над восьмериком. Архивные фотоматериалы, собранные архитектором-реставратором ЦНРПМ Г.Б. Меншиковой, показали, что на кокошниках западного фасада собора по крайней мере трижды создавались большие композиции в академической манере. В 1873 г. в центральном кокошнике была композиция «Отечество», в боковых – святые Василий Рязанский и Олег Рязанский, школы Н.В. Шумова (?). В 1895 г., к празднованию 800-летия Рязани вместе с покраской всего собора, роспись была поновлена. К 1913 г. живопись центрального кокошника заменили на композицию «Рождество Христово» по образцу аналогичного сюжета в храме Христа Спасителя в Москве. Видимо в этот период или чуть ранее интерьер был расписан; а также был создан богатый резной двухъярусный иконостас в духе эклектики с элементами русского стиля и стилизации под барокко. На площадке северного клироса, находилась рака рязанского епископа Василия, жившего в 13 в. В конце века был сделан тёплый тамбур при входе в собор. В 1911 г. под руководством Звенова пробили новые окна в первом ярусе. Причём в некоторых местах оконные проёмы частично срезали более ранние пилястры. В окна были вставлены металлические рамы. В советское время храм был закрыт, внутреннее пространство перегорожено, росписи забелены, иконостас и утварь утрачены. В 2002 г. в результате реставрации под руководством Е.Г. Одинец были вскрыты древнейшие части апсид собора. Стены здания сложены из кирпича и снаружи окрашены по штукатурке. Белый камень древней кладки (кон. 16 в.) уцелел в нижней части здания (в алтаре – до половины высоты апсид). Из белого же камня в 1 й пол. 19 в. сделаны колонны портика. Некоторые конструкции деревянные (2-й ярус четверика и восьмерик над храмом). Собор Рождества Христова с богатой строительной историей ценен древнейшими белокаменными фрагментами стен, уцелевшими на большую высоту, и необычной компоновкой форм классицизма в эклектическом декоре с элементами русско-византийского стиля. В облике массивного, хотя и невысокого здания построенного по трёхчастной схеме выделяется повышенное ядро храма в виде двухъярусного четверика под широким восьмериком, увенчанным грушевидной кровлей наподобие украинских «бань». С востока к четверику примыкает пониженная трехлопастная апсида, а с запада – вытянутая трапезная с притвором, уже, чем трапезная. Притвор огибается портиком из 12 коринфских колонн, сгруппированных попарно, но неритмично разреженных на углах здания. Боковые стены четверика расчленены пилястрами в первом ярусе и лопатками – во втором. Стены храма и трапезной прорезаны крупными арочными окнами без наличников: по три в боковых стенах четверика и трапезной. В верхнем ярусе четверика сдвоенное окно с двумя лучковыми перемычками. Восьмерик освещён крупными сдвоенными арочными окнами. За внешними оконными переплётами, составленными из колец, ромбов, прямоугольников и контурных 6-конечных крестов, в нижнем ярусе проглядывают решётки 1-й трети 19 века. Их вертикальные копьевидные прутья соединяются с горизонтальными посредством репьёв с шестью острыми лепестками, загнутыми внутрь. В храме плоские паруса, поддерживают восьмерик с плоским потолком. На стыке граней – мощные выгнутые кронштейны с желобками и парой серёг в основании. Хорошо сохранились лепные обрамления нижних окон и мощный карниз над ними, опирающийся на часто посаженные кронштейны. В алтарь ведут три прохода. В интерьере алтаря присутствуют фрагменты разных строительных периодов: северное окно 16 в., кладка стен 18 в., откосы окон 19 в. Главный объём храма отделён от трапезной высокой и широкой аркой на пилонах. Трапезная перекрыта полулотковым деревянным сводом на восьми колоннах вдоль северной и южной стен. Колонны 1826 г., отделанные искусственным мрамором, завершаются пониженными коринфскими капителями (без верхнего яруса акантовых листьев). На стенах и сводах сохранились масляные академические росписи кон. 19 – нач. 20 в., мастерской Н.В. Шумова. Живопись не только удачно вписывается в архитектурные формы, но и обогащает их, придавая завершённость и смысл общему художественному решению. Неброское монументальное убранство отличается благородством и сдержанностью колористической гаммы, выразительностью композиций и орнаментов, объединяющих монументально-декоративный ансамбль. В основном объёме просматривается композиция «Поклонение пастухов» (по гравюре Ю. Шнорра фон Карольсфельда) на западной стене, заключённая в профилированную лепную прямоугольную раму, и изображения евангелистов в парусах в круглых медальонах. Над ними размещены узкие прямоугольные вставки гризайльного орнамента с крестом в центре. Оконные откосы декорированы подобными строгими орнаментами, слегка отмеченными золотом и синим тоном. На внутренней поверхности арки из основного объёма в трапезную, в медальонах написаны полуфигуры трёх архангелов (Михаил в центре, Гавриил – с севера, Рафаил – с юга), разделённые орнаментальной плетёнкой. Стены трапезной расписаны под серебристо-серый мрамор, а на западной стене входной проём фланкируют две подчёркнуто монументальные фигуры стоящих ангелов с раскрытыми книгами в руках. Изображения заключены в строгие арочные рамы. При общем сходстве простых одежд, фигур и поз, ангелы наделены существенными физиогномическими и цветовыми различиями. Ангел на северной стороне имеет тёмно-каштановые волосы, голубые глаза, нежно-голубой орарь и несколько более холодное и бесстрастное выражение, чем южный светло-русый ангел с серыми глазами и розовым орарём. Свод трапезной занимают четыре большие композиции, из которых южная остаётся под поздней побелкой. Они объединёны узкими гризайльными рамами, сплетёнными в центре вокруг круглого медальона с крестом. С западной стороны написан сюжет «Христос и грешница», с северной – «Благословение детей», с восточной, возможно, «Отослание апостолов на проповедь». На южном, северном и западном лотках свода в нижней части написаны полуфигуры святых в медальонах на золотом фоне. Среди них преобладают изображения князей и царей: Александра Невского, равноапостольных Владимира и Ольги (с юга), царицы Феодоры (с севера). Особенно хорошо сохранился образ равноапостольной Нины Иверской (с запада).