Собор Михаила Архангела
Собор Михаила Архангела

Собор Михаила Архангела

Собор Михаила Архангела был домовой церковью великих князей рязанских; с конца 15 в. стал местом захоронений рязанских архиереев. В 1471 г. здесь был захоронен епископ Феодосий, в 1481 г. – епископ Симеон. Впервые каменное строение здесь упоминается документами в 1532 г. При храме была каменная колокольня, заменённая между 1621 и 1637 гг. дубовой, на месте которой в 1651 г. опять возвели каменную. После пожаров 1638 и 1647 гг. храм капитально ремонтировали с частичной перестройкой, изменившей верхнюю часть здания. В работах 1647 г. участвовал каменных дел мастер Василий Харитонов сын Зубов, из Солигалича, за 5 лет до того строивший Духовскую церковь в Рязанском кремле. Особенное внимание было уделено верху, где “кладены на оный собор связи брусяные”. В 1735 г. с запада был пристроен притвор, а западный перспективный портал старого храма растёсан. При капитальном ремонте 1819 г. была переделана глава, получившая круглые окна, переложены верхние части стен и своды. В 1830 г. на месте древних узких окон пробиты широкие арочные. В 1864 – 1865 гг. по проекту губернского архитектора С.А. Щёткина был сделан парадный северо-западный вход в собор через притвор: к стене архиерейского перехода пристроен пышный портал, ряд деталей в котором навеян замечательной отделкой интерьеров в Архиерейском доме (геометризованная “чешуя” на архивольте, киот с причудливым килевидным верхом). В 1865 г. интерьер собора был расписан Н.В. Шумовым. По контракту с протоиереем Н.А. Ильинским помимо настенной росписи Шумов выполнил для собора проект несохранившегося иконостаса, рисунок паркета в алтаре и деревянного пола в храме. Многие поздние наслоения на ценный памятник 15 столетия устранены в 1970-е гг. при реставрации по проекту И.В. Ильенко. Внешний облик храма практически восстановлен, если не считать кокошников 17 века и связанного с ними 4-скатного покрытия. Стены здания (включая детали декора) кирпичные на белокаменных бутовых фундаментах, побелены по кладке. Собор Михаила Архангела – древнейший сохранившийся в Рязанской области храм; прекрасный образец раннемосковского зодчества. Архитектура храма явно навеяна работами итальянских мастеров в московском Кремле. К почти квадратному в плане двусветному четырёхстолпному храму с барабаном, увенчанным крошечной главкой на четырёх кокошниках, с востока примыкают невысокие полукруглые апсиды трёхчастного алтаря, а с запада – низкая пятигранная трапезная-притвор. Глава храма смещена к востоку. В связи с этим три прясла, разделённые лопатками на северном и южном фасадах, различны по ширине. Однако лопатки не совсем соответствуют внутреннему расположению столбов. Над лопатками проходит крепованный карниз, отделяющий верхний пояс кокошников. На каждом фасаде по 4 кокошника, из которых средние меньше и сдвоены. У ю. з. угла видны остатки древнего карниза (ниже нынешнего) и килевидных закомар 16 в., завершавших по три каждый фасад. В пояс кокошников включены киоты квадратной и трёхлопастной формы. Узкие щелевидные окна в нишах (одно над перспективным порталом и два по его сторонам) прорезают гладь стены. В порталах с килевидным завершением чередуются выступы прямоугольного сечения и полуколонки с дыньками. На трапезной-притворе крупные окна окружены тонким обрамлением с килевидным вер-хом. Теперь в здание входят через портал на с.-з. углу притвора, перекрытого бочарными сводами разных очертаний. По три ступени с с.-з. и ю.-з. спускаются к растёсанному западному входу первоначального объёма. По совершенству пропорций и изысканной прорисовке немногочислен-ных деталей интерьер этого храма не имеет равных в Рязанской области. Преобладает вертикальная ориентация пространства. В храме четыре крещатых столба смещены к алтарю. Смещение столбов ради зрительного равновесия всех частей храма относительно оси купола ощущается внутри более резко, чем на фасадах. Столбы, с подобием антаблемента в верхней части, увенчаны восьмигранными плитами со сфероидными выемками, над которыми проходят подпружные арки между крестовых сводов 17 века. Апсиды перекрыты конхами. В средней апсиде – ниша горнего места. На своде и в барабане сохранились фрагменты клеевой академической живописи кисти Н. В. Шумова. В восточной стороне купола на ярко-голубом фоне написана фигура благословляющего Саваофа, восседающего на облаках в окружении херувимов. В широких простенках барабана в рисованных арках помещены изображения четырёх стоящих архангелов. С западной стороны в кладку ю.-з. столба вмурована вкладная доска из белого камня. Её желтоватые буквы отличной сохранности, сильно выступающие над светло-бирюзовым фоном, повествуют о смерти митрополита Иллариона в 1673 году. Текст обрамлён обильной узорной резьбой: сдвоенные волюты, переходящие в акантовый лист, гирлянды из ягод, 4-лепестковые цветы по углам. У западной стены храма сохранились полукруглые кафельные печи 19 в. Под позднейшими метлахскими плитками обнаружены полы из белокаменных плит и треугольных керамических пластинок с коричневой поливой, собранных в звёздчатый узор.