Архиерейский дом (“дворец Олега”)
Архиерейский дом (“дворец Олега”)

Архиерейский дом (“дворец Олега”)

Архиерейский дом (“дворец Олега”) поставлен на участке, где в 14 в. возможно находился дворец рязанского князя Олега Ивановича. При епископе Ионе в промежуток от 1530 до 1547 гг. на владычном дворе возвели храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с трапезной на подклетах и хозяйственные сооружения. Длинный корпус с палатами, стоял не на месте нынешнего архиерейского дома, а южнее. После пожара 1647 года вместо прежних палат по заказу епископа Мисаила в 1653-1655 гг. построили новый одноэтажный архиерейский дом, включив в кладку подклет и часть двух ярусов белокаменной церкви Иоанна Предтечи. Это был узкий корпус (68 на 14 м) с двусветной домовой церковью в центре и с пониженной трапезной с запада. Вдоль южной стены корпуса к церкви шла двухмаршевая лестница, которую завершала площадка с колоколами в арочных проёмах. Верх стен четверика, увенчанного главой с крестом, украшали кокошники. Второй этаж здания в 1658 г. надстроил подмастерье каменных дел, “московской заягужной слободы теглец” Юрий Корнилович Ярушев (он же Яршов, Ершов, Юрий Корнильев). О том периоде дореволюционные рязанские исследователи писали: “Рязанский митрополит Илларион пристроил к дому каменные покои <…> на восток <…> и достроил неоконченные Мисаилом покои”. Третий этаж возводил в 1692 г. подрядчик каменных дел, из костромских крестьян, Григорий Леонтьевич Мазухин. Церковь была включена в единый прямоугольный объём, а здание целом приобрело черты новой «нарышкинской» архитектуры. В 1778 г. Екатерина предоставила Синоду 1000 рублей на перестройку Архиерейского дома в Рязани. Корпус епископских палат в 1778-1780 гг. был значительно удлинён (на 27 м) к востоку – по проекту первого архитектора Рязанского наместничества Якова Ивановича Шнейдера, работавшего также и в Калуге. В это же время многие элементы первоначального убранства на древнем объёме были заменены новыми, в духе классицизма. В 1865-1866 гг. первоначальную планировку Архиерейского дома существенно исказила новая домовая церковь во имя Архидиакона Стефана. В самом конце 19 в., перед 800-летним юбилеем города, фасады приобрели раскраску, не свойственную древней архитектуре: с сине-зелёно-красными наличниками на фоне розоватых стен. Тогда же внутри была частично переделана лестница. Богатое каменное крыльцо 17 века у главного входа, примыкавшее к средней части южного фасада, заменили ажурным кованным навесом. В поновлённых интерьерах собрали новые печи. Интерьер Предтечинской церкви был расписан. При ремонтах конца 19 в. выявился ход в подземелье, начинавшийся у ю.-з. входа в Архиерейский дом. Очень крутой спуск шириной 85 см был вымощен каменными ступенями и перекрыт “ползучим каменным сводом”. Рязанский архиепископ приказал “заделать дверь в сход”, после чего проход закрыли новым кирпичным контрфорсом. Реставрация, проведённая под руководством И.В. Ильенко, а позднее Е.Г. Одинец, устранила многие позднейшие наслоения и вернула этому ценнейшему памятнику древнерусского гражданского зодчества ту внешность, которую он имел на исходе 17 в. Стены здания в основных, наземных этажах сложены из кирпича и побелены по кладке. В подклете и в древних частях, вошедших в нынешнее здание, использован белый камень. Это оригинальное здание принадлежит к наиболее ярким архиерейским резиденциям в Древней Руси. Стилистически здание со сложной строительной историей сочетает в себе элементы узорочья с чертами «нарышкинского стиля». Более поздняя часть здания выдержана в стиле раннего классицизма. По архитектурному богатству фасадов и интерьеров Архиерейский дом сопоставим с Теремным дворцом в московском кремле. Длинный трёхэтажный корпус с двумя подвалами завершён двускатной кровлей, которую с торцов ограничивают фигурные фронтоны. Общий прямоугольник плана нарушают выступы лестничной клетки у ю.-з. угла и три ретирады (две на три этажа и одна на два) вдоль северной стены, замыкавшие изнутри тёплые сени. Фасады здания хорошо иллюстрируют смену архитектурных вкусов в 17-18 вв. Наиболее представителен компактный западный торцевой фасад, обращённый к входу в Кремль из города. Три яруса разделены карнизами. Нарядность оформления усиливается от яруса к ярусу. Два более ранних нижних яруса декорированы более скупо. Углы отмечены лопатками, нерегулярно расположенные проёмы мало связаны между собой и подчинены более активному фону стены. Во втором ярусе справа выделяется крупное окно с трёхцентровой аркой и подоконным поясом ширинок. Слева окно заключено в наличник с коруной. В 3-м ярусе, с разукрашенными колонками на углах, видна уже почти регулярная система членений: четыре прямоугольных окна (правое – ложное) обрамлены единообразными наличниками с колонками на консолях, несущими пышные разорванные фронтоны. Силуэтную выразительность фасаду придает фигурный фронтон с обелисками по краям и 4 хгранной главкой с крестом наверху. Завитки волют у постаментов обелисков созвучны маленьким круглым окнам в поле фронтона и овальному медальону на его оси, в котором прежде было изображение рязанского князя Олега Ивановича, что и закрепило в народной памяти его имя в названии здания. В примыкающем с юга выходе на архиерейский переход профилированная рамка в виде лежачего овала, заполняет большое прямоугольное поле над аркой входа. Рамка имеет характерные для «нарышкинского» декора перевязки сверху, снизу и с боков. В протяжённых южном и северном фасадах ещё отчётливее проявилось членение на три яруса с постепенным усложнением декора. Первые два яруса с мелкими арочными окнами в скромных наличниках с лучковыми, треугольными и килевидными завершениями выдержаны в духе узорочья. По горизонтали два первых яруса расчленены лопатками. В первом ярусе выделяются своеобразные двойные наличники, объединяющие оконные проёмы первого этажа и подклета. Наличники второго яруса характерны усложнённой профилировкой, а также наборными боковыми стойками и подоконными консольками. Некоторые наличники завершены корунами. Наиболее нарядный 3-й ярус, подчиненный мерному ритму крупных прямоугольных окон в наличниках с коринфскими колонками и разорванными фронтонами выдержан в духе «нарышкинской» архитектуры. В отдельных местах этот ярус членят полуколонки, однако они не всегда совпадают с членениями нижних ярусов. Пластическое богатство северного фасада архиерейского дома оттеняется тремя вертикальными выступами ретирад. Фасады восточной пристройки 18 века повторяют трёхъярусное членение более древней части здания. Нижний ярус с небольшими окнами в рамочных наличниках с ушами отделён карнизом. Между стройными окнами 2-ого и 3-его ярусов – лежачие накладные «бриллиантовые» доски. Показательно, что во время переделок, когда древнерусский декор заменяли новомодным и при этом даже смещали окна с прежних осей, восточный торец возводимой пристройки был сделан под несомненным влиянием древнего западного фасада. Окна здесь расположены по четырём осям (впрочем не очень равномерно), фигурный разорванный фронтон с овальными окнами в тимпане, хотя и несколько упрощённо, вторит прототипу. На южном фасаде два входа ведут в сводчатые помещения подклета под средней частью корпуса. В западном помещении находилась приёмная епископа. Белокаменная кладка сводов и стен в палате, разделённой тремя квадратными пилонами, исполнена очень тщательно, с уступчатой рамкой по краю проёмов, и датируется 16 веком. Полы выложены ёлочкой из кирпичей, поставленных на ложок. В других помещениях подклета размещались хлебня и хлебодарня. На 1-м основном этаже выделяются две палаты в западной части, у ю. з. крыльца с лестницей к домовой церкви. Эти крупные помещения, связанные одно с другим, перекрыты монастырскими сводами. Здесь, видимо, были жилые покои архиерея. Ряд помещений имеет коробовые или сомкнутые своды с резким преходом от плоской стены к вогнутой поверхности. В пристройке 18 века на первом этаже были братские кельи. Здесь всё пространство поделено на мелкие проходные помещения. Наиболее интересные помещения 2-го этажа примыкают к западному торцу корпуса. Здесь до перестройки в конце 17 в. находилась церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. От входа в западном выступе южного фасада начинается крутая четырёхмаршевая лестница на сводах, с белокаменными ступенями и заглублённым в кладку каменным поручнем. На небольшую лестничную площадку 2-го этажа выходит богатый перспективный портал сер. 17 века, с витыми полуколоннами, килевидным верхом и многолопастной арочной перемычкой, раскрашенный по тонкому рельефному декору в зелёный, красный, золотистый и синий цвета. К широкой площадке перед входом в помещения 2-го этажа и лестницей на 3-й этаж обращён другой перспективный портал того же времени, ведущий в трапезную при домовой Иоанно-Предтеченской церкви. Над прямоугольным дверным проёмом здесь устроена изящная конха-раковина, окаймлённая мощными полуциркульными архивольтами. Оба портала явно навеяны прекрасными порталами итальянской работы в Архангельском и Благовещенском соборах Московского Кремля. Трапезная церкви Иоанна Предтечи – одно из самых крупных и выразительных помещений древних Архиерейских палат. Два мощных восьмигранных столпа вдоль северной стены трапезной поддерживают мощный приземистый свод с длинными параболическими распалубками. На восточной стене трапезной расположен арочный перспективный портал, ведущий в церковь. В отличие от двух порталов на лестнице, он не раскрашен: декор его скромнее и состоит в основном из филёнок сложной формы и фигурных профилей. Ещё один портал в ярко выраженных «нарышкинских» формах, в 3-м этаже, ведёт в более позднюю домовую церковь Архидиакона Стефана. Её прямоугольный алтарь перекрыт сомкнутым сводом, а основное помещение церкви – полусомкнутым. На стенах и сводах этой церкви остались фрагменты росписи 19 в. В восточной пристройке 18 века, просторные и светлые помещения 2-го и 3-го этажей связаны анфиладами. Здесь были устроены епископские покои. На потолках насыщенная барочная лепка объединяет в орнаментальные композиции круги, квадраты с раскреповками на углах, многолучевые звёзды с волнистыми концами, прямоугольники с полукружиями на торцах и более сложные фигуры. В интерьерах сохранились печи, собранные в кон. 19 в. и беспорядочно облицованные изразцами 18 в. Одна такая печь расположена в северо-западном углу трапезной церкви Иоанна Предтечи, а другая – на лестничной площадке 2-ого этажа. На стенах и сводах храма Иоанна Предтечи и трапезной в 2009 г. архитектором-реставратором Е.Г. Одинец и художником-реставратором В.Ф. Косушкиным были обнаружены масляные академические росписи двух периодов: 1870-х гг. (?) школы Н.В. Шумова и 1911-12 гг. (?), выполненные под влиянием стилистики В.М. Васнецова. Живопись первого этапа частично сохранилась на своде трапезной, остальные росписи относятся к началу 20 в. Классицистическая роспись шумовской мастерской отличается высоким техническим уровнем исполнения и анатомической точностью фигур в непринуждённых позах и сложных ракурсах. Стенописи начала 20 в., напротив, свойственно усиленное декоративное начало. В центре сомкнутого свода четверика храма, который с 19 в. служит алтарём, написан Святой Дух в виде голубя, на северных и южных частях – головки херувимов, на восточной – три архангела по образцу фрагмента композиции Васнецова «Преддверие Рая» в барабане главного купола Владимирского собора в Киеве. Фон свода с изображением небес имеет серо-голубой оттенок, по которому написаны бело-серые облака. Переход от свода к стенам отмечен широкой полосой стилизованных графичных растительных орнаментов в светло-зелёной и голубой гамме на розово-охристом фоне, упрощённо трактующих декоративную васнецовскую роспись. Полосы подобных орнаментов служат рамой и отделяют центральную деисусную композицию на восточной стене от изображённых по сторонам от неё Василия Великого и Иоанна Златоуста. Фоном для ростовых фигур святителей служат изображения полукруглых неглубоких ниш, фланкированных полуколоннами. Фон стен тонирован светло-зелёным, цокольная часть – коричнево-красной охрой. Центр цилиндрического свода трапезной занимает изображение Новозаветной Троицы (возможно школы Шумова). В росписи свободно переданы объёмные фигуры, и тонко прописаны умиротворённые лики. Христос правой рукой обхватывает большой крест, левая рука опущена в знак смирения и протянута к Богу-Отцу, который держит скипетр и державу. Светлый колорит построен на соотношении винно-красного гиматия Христа и изумрудно-зелёных одежд Саваофа. Края свода трапезной и люнеты покрыты орнаментальными композициями на серо-голубых фонах. Центральным мотивом орнаментов служат небольшие Голгофы – восьмиконечные кресты с губкой и тростью, забранные в овальные обрамления. В углах свода расположены плоды наподобие лопнувших гранатов. На своде ленты оливковых ветвей, чередуются с медальонами с равноконечными крестами. На трёх стенах в широких простенках написаны фигурные композиции. Узкие простенки заняты орнаментальными вставками двух типов – с большими восьмиконечными крестами на красно-охристом фоне и с продолговатыми пальметтами наподобие дубовых листьев. Характерно, что фигурные композиции оказываются в подчинённом положении относительно орнаментального оформления. На южной стене размещён сюжет – «Усекновение главы Иоанна Предтечи», на западной – «Мученичество князя Романа Рязанского» (описанное в «Повести о разорении Рязани Батыем»); на северной – «Рождество Иоанна Предтечи» (по образцу гравюры Ю. Шнорра фон Карольсфельда). К с. з. углу Архиерейского дома примыкают низкие служебные постройки и глухая кирпичная ограда на белокаменном основании (возведена на рубеже 18 и 19 вв.) со скромной отделкой в формах зрелого классицизма, в которой главный мотив – крупные прямоугольные ниши.