Церковь Сошествия Св. Духа
Церковь Сошествия Св. Духа

Церковь Сошествия Св. Духа

Церковь Сошествия Св. Духа хорошо видна с большого расстояния из-за Трубежа и Лыбеди. Построена в 1642 г. немного севернее одноимённой деревянной церкви Духова монастыря, основанного в 15 в. на территории Кремля (монастырь был сильно повреждён пожарами 1514 и 1783 гг., а в 1787 г. упразднён). О строительстве каменной Духовской церкви сообщает вязь на закладной плите, вмурованной снаружи в северную стену алтаря: “Лета 7150 совершена бысть сия церковь при архиепископе Моисее Рязанском, при игумене Севастиане, а мастером был Солигалицкий Василий Харитонов сын Зубов”. Пострадав от пожара в 1733 г., Духовская церковь, видимо, вскоре была восстановлена. В западной части трапезной сохранились два окна с наличниками 1-й трети 18 в. В 1798 г. на средства князя А.В. Козловского была построена новая трапезная, вобравшая в себя части более низкой прежней. Около 1864 г. по проекту И.В. Стопычева соорудили нынешнюю колокольню. В советское время было утрачено сводчатое перекрытие трапезной, позднее заменённое плоским деревянным. В кон. 20 в. была проведена реставрация здания с выявлением фрагментов более ранней трапезной. Стены храма сложены из кирпича и побелены. Духовская церковь принадлежит к своеобразному и сравнительно редкому архитектурному типу двухшатровых храмов. Состоящее из разновременных частей здание ценно не только живописным силуэтом, но и насыщенным декором основного объёма в духе узорочья. В фасадном убранстве трапезной преобладают формы близкие классицизму, но с отзвуками барокко. Более поздняя колокольня выдержана в псевдорусском стиле. В объёмной композиции здания выделяется прямоугольное ядро двусветного храма, вытянутое с севера на юг и завершённое горкой кокошников с глухими шатрами, увенчанными главками. С горкой кокошников перекликаются небольшие кокошники в основаниях шатров. Двум шатрам соответствуют две апсиды (главного престола и придела). Апсиды вдвое ниже четверика и не равны между собой. Над апсидами крутые деревянные кровли с широкими полицами. С запада к храму примыкает сильно вытянутая пониженная трапезная, асимметрично выступающая с севера. Композицию замыкает трёхъярусная колокольня по оси храма. Восьмигранный ярус звона над двумя нижними 4-хгранными перекрыт шатром с кокошниками в основании. Выразителен фасадный декор церкви. Стены основного четверика делит на два яруса промежуточный карниз. Углы закреплены лопатками. На северном фасаде в нижнем ярусе устроен входной перспективный портал; на южном – асимметрично сдвинутое к западу небольшое окно, обрамлённое профилированным прямоугольником с полукруглым завершением. В верхнем ярусе северная и южная стены четверика украшены четырьмя узкими арочными нишами, которые попарно фланкируют окно на оси фасада. Ниши заполнены цепочками ромбов, выложенных в кирпиче. Декорировка граней шатриков восьмиконечными звёздами повторена и на шатре позднейшей колокольни. Декор трапезной скромен: окна с лучковыми перемычками обрамлены наличниками с подоконными зубцами и вписаны в прямоугольные ниши. У с.-з. угла в более ранней части трапезной наличники завершает характерный для «нарышкинской» архитектуры разорванный фронтон. Сумрачное пространство храма перекрыто поперечным лотковым сводом. В его основании (вперебежку) и по шелыге идут голосники. Три асимметрично размещённых прохода ведут в апсиды, которые соединяются между собой очень низкой (1,3 м) аркой. Проход из южной апсиды в храм имеет с внутренней стороны кулаки для навески дверей. Полы в храме каменные. Решётки в его окнах прямые впропуск. Рисунок решёток в окнах трапезной характерен для барочной архитектуры, но крещатый раппорт в некоторых проёмах сжат по горизонтали. В переходе между трапезной и колокольней решётка 18 века дополнена сверху позднейшей решёткой с завитками.