МОНАСТЫРЬ ТРОИЦКИЙ, кон. 17 в.; сер.18 в.; 2-я пол. 19-нач. 20 вв.
Расположен в северо-западной части города, за бывшей пригородной Троицкой (Ново-Александровской) слободой, в двухстах метрах от шоссе Москва-Рязань. Троицкий монастырь – один из древнейших на территории Рязанской области. Несмотря на переделки и утраты имеет большое значение для изучения архитектуры данного региона, в кон. 17 в. на территории монастыря существовал целый комплекс построек. В 1749-1753 гг. здесь располагалась арифметическая школа, основанная в г. Рязани ещё Петром I в 1722 г. На мемориальном кладбище монастыря, кроме монахов, были захоронены многие именитые люди Рязани и среди них знаменитый русский зодчий М.Ф. Казаков, умерший в монастырской больнице в 1812 г. после своего отъезда из сожжённой Москвы. Основан монастырь на возвышенном месте среди лугов и лесов, на берегу речки Павловки, впадающей в Трубеж, и поначалу носил название «Усть-Павловский». Согласно некоторым источникам, в древние времена неподалёку от этого места располагался княжеский соколиный двор. Позади монастыря возвышалась пологая поросшая лесом Швивая гора (почти полностью срыта в 1974 г.), а речку Павловку, подходившую к ограде, перегораживала мельничная плотина. До строительства Московско-Рязанской железной дороги (1864 г.) и прокладки нового шоссе древний гужевой Московский тракт проходил с северной стороны под стенами монастыря. После проведения железной дороги на Козлов, Казань и Окскую пристань территория монастыря оказалась окружена с трёх сторон путями. Со временем ландшафт вокруг монастыря совершенно изменился. Располагавшиеся на западных подступах к Рязани села вошли в черту города и превратились в новые микрорайоны с многоэтажной застройкой. Существует предание, что Сергий Радонежский, посещавший Рязань в 1385 г. для примирения Рязанского князя Олега Ивановича с Московским великим князем Дмитрием Донским, останавливался на месте нынешнего Троицкого монастыря. Здесь он якобы нашёл церковь, монахов черноризцев и заночевал. В связи с этим некоторые исследователи относят возникновение монастыря к кон. 13 или нач. 14 в., но, по свидетельствам авторитетного историка Л.И. Денисова и известного знатока рязанского края И.В. Добролюбова, это не подтверждается ни одной летописью. Они утверждают, что монастырь был основан не ранее 15в. – в память пребывания Преподобного Сергия в Рязани и впервые упоминается в списке с платёжных книг (1595-1597 гг.). В выписи из писцовых книг Кирилла Воронцова-Вельяминова (1628-1629 гг.) о Троицкой обители говорится уже более конкретно: «монастырь сей по многим нападения от врагов, в кон. 16 и нач. 17 в. был в большом разорении и многие лета находился в запустении и в последующее за сим время. Церковь была в нём скудная деревянная строение клецки; во всём монастыре были небольшие деревянные кельи; братии не было; жил в монастыре один только старец, по имени Симеон». Восстановителем и благоустроителем монастыря считается стольник И.И. Вердеревский, который вместо одного деревянного храма возвёл два каменных: холодный во имя Троицы, с приделом Алексея Митрополита (1695 г.) и тёплый во имя Иоанна Предтечи (1697 г.). На средства стольника были построены также другие каменные здания: колокольня со Святыми воротами, кельи для братии и настоятеля, хозяйственные службы, а также каменная ограда с 4 угловыми башнями. Кроме того, он пожертвовал монастырю из своих владений несколько земельных угодий и деревень. Размеры прясел ограды, указанные в документах, свидетельствуют о том, что уже к началу 18 столетия территория монастыря обрела очертания в виде неправильного многоугольника и сохраняла эту форму и величину вплоть до закрытия монастыря (1918 г.). В середине монастырского двора стояли две церкви, к северу от Троицкого храма в линию ограды была встроена колокольня. Местоположение остальных построек неизвестно, но, вероятно, бóльшая часть из них располагалась по периметру ограды, что было традиционно для небольших монастырей. При подъезде к Рязани со старой Московской дороги открывалась живописная панорама монастыря, в которой преобладала вертикаль трёхъярусной колокольни и массив Троицкого храма, эффектно отражавшиеся в речных водах Павловки. Пожар 1736г. истребил многие здания, и в дальнейшем монастырь неоднократно перестраивался. В 1752 г. родственник стольника дворянин А.П. Вердеревский пристроил к церкви Иоанна Предтечи придел во имя Сергия Радонежского, а находившийся в её трапезной старый Сергиевский придел был упразднён. Возведение нового высокого объёма обогатило силуэт монастырского комплекса. В описи монастыря 1763 г. впервые конкретно говорится о внешнем облике его церквей. Тёплая Предтеченская церковь – «каменная, одноэтажная, длина 6 сажень, кровля деревянная, при ней придельная церковь каменная, окна в два яруса, освящена в память Сергия Радонежского». В Троицкой холодной церкви – «свод каменный, глухой … второй ярус восьмигранный; в притворной половине (вероятно, речь идёт о трапезной или притворе), которая по 2 окна внизу и по 2 малых окна на боковых стенах, на западной – дверь. Карниз храма с сухариками, по углам граней по две колонки, над окнами прямые карнизы с прорезями, … кровля тесовая». Помимо каменных церквей, колокольни и ограды с башнями, в описи перечисляются другие многочисленные постройки. Внутри ограды – деревянные кельи, склад, каменные хлебня и поварня, сарай конюшенный и колёсный, конюшня. За оградой – каменная часовня, деревянная богадельня, овин, погребица, огороженные плетнём фруктовый сад, скотный двор и рига. В 1764 г. Рязанский Троицкий мужской необщежительный монастырь становится третьеклассным, в 1795 г. при нём открывается больница. В 1797 г. по высочайшему указу утверждается штат монастыря в количестве 11 человек и настоятель – в сане архимандрита. В 1811 г. построена гостиница для богомольцев в северо-восточном углу монастырской территории. В 1826 г. в противоположном (юго-восточном) углу возникает целый комплекс хозяйственных построек: деревянная житница, конюшня, каретный сарай и складской сарай для дров. В 1834 г. за стенами монастыря выстроен скотный двор. В 1852 г. супруги Анзимировы на свои деньги возвели при церкви Сергия Радонежского придел во имя иконы Фёдоровской Богоматери, с фамильным склепом. Построив придел, они пожертвовали монастырю свою домашнюю икону, хранившуюся в их семье около полувека и прослывшую чудотворной. Если верить преданию, то это была копия со знаменитой одноимённой костромской иконы 12в. (ею в 1613г. благословили Михаила Фёдоровича Романова на царство). Список с древней иконы был сделан по желанию потомственного почётного гражданина Рязани Г.Г. Анзимирова. Существует легенда, что Фёдоровская икона дважды уберегла Троицкий монастырь от уничтожения пожаром. Начиная с сер.19в. своим дальнейшим процветанием Троицкий монастырь в значительной степени обязан именно этой чудотворной иконе, привлекавшей многочисленных паломников и жертвователей. В 1858 г. к северному братскому корпусу (построен между 1836 и 1854 гг.) примкнул каменный двухэтажный корпус для настоятеля. В 1860-е гг. после перенесения Московского шоссе по другую сторону от монастыря, на 150 м южнее древнего гужевого тракта, занятого железнодорожным полотном, восточные ворота в ограде монастыря и северные ворота в нижнем ярусе колокольни теряют своё прежнее значение. Чтобы связать монастырь с въездом в город, на юго-западной границе монастырской территории, подле нового шоссе, выстроили двухэтажные Святые ворота с проездной аркой и часовней. Отсюда к монастырю проложили дорогу с ограждением. По сторонам устроили фруктовый сад и огород, а также вырыли колодец. В 1888-89 гг., на пожертвования почётного потомственного гражданина Рязани Д.Е. Юкова, к храму Сергия Радонежского вместо упразднённого древнего Предтеченского храма пристроили одноимённый южный придел. В 1902 г. кафедру викарных михайловских епископов переносят из Рязанского Спасского монастыря в Троицкий, что свидетельствует о повышении авторитета и статуса последнего. С 1902 г. по 1905 г. происходит самое активное переустройство и окончательное формирование монастыря с расширением его хозяйственных функций. Большое участие в ремонтно-восстановительных работах монастыря принимает Д.Е. Юков, на средства которого в 1902-1904 гг. проводятся серьёзные перестройки в Сергиевском храме. Значительно увеличивают в размерах Фёдоровский придел, в нём устанавливают новый позолоченный иконостас и расписывают стены. Во всех помещениях церкви устраивают духовое отопление. В процессе строительных работ сносят примыкавший к зимнему храму с запада каменный одноэтажный флигель, в котором помещались кухня, трапезная, две кладовые и три кельи. Ремонтируются все существующие постройки, исправляется монастырская ограда. В 1903 г. возводится южный каменный братский корпус, а за ним на монастырском экономическом дворе, на месте сгоревших в этом же году деревянных хозяйственных построек, возводят каменные службы (среди них– баня, каретный сарай, конюшня, амбар, погреба). Значительно увеличивают расположенный с юго-западной стороны от северного братского корпуса небольшой садик с беседкой, в который спускается лестница с балкона настоятельских покоев. Вокруг корпусов, на монастырском кладбище, а также за оградой монастыря высаживают каштаны, тополя, ели и дубы, пожертвованные П.П. фон Дервизом из своего питомника. За восточной линией ограды на монастырской усадьбе устраивают огороды. Пострадавший от пожара и холодов старый яблоневый сад, пополняют новыми деревьями. Расширяют церковно-приходскую школу, устроенную в Святых воротах ещё в 1884 г. Здесь же, при въезде в монастырь, возобновляют колодец и строят для богомольцев новую деревянную гостиницу с целым комплексом хозяйственных служб. Поблизости на огороженном участке взводят новые коровники. В нач. 20 в. кроме земли под Троицким монастырём (с усадьбой, лугом, огородами, пасекой и мельницей) ему принадлежали и другие владения: близ сел Мервино и Ситникова, близ деревни Ефремовская (в Пронском уезде), близ села Подвислово (Ряжского уезда) и др. Увеличилось и количество монахов: в 1914 г. при монастыре их уже было 43. В 1918 г. монастырь был закрыт, а его имущество национализировано. За годы советской власти на его территории размещались различные промышленные предприятия. В результате сильно пострадали оба храма, почти полностью утрачена колокольня, от первоначальной ограды сохранился очень небольшой фрагмент с северо-восточной башней, разобраны восточные ворота и многочисленные служебные постройки, уничтожено находившееся внутри монастыря кладбище. В 1990-е гг., после возвращения монастыря Рязанскому епархиальному управлению, был проведён целый ряд работ по восстановлению некоторых монастырских построек. Новые главы церквей сделаны грубовато, а наличники Троицкого храма отлиты из цемента. Между братскими корпусами установили новую ограду с воротами, у Московского шоссе возвели Святые ворота, приблизительно в тех же формах, что и уничтоженные. От некогда обширной территории, принадлежавшей монастырю, сохранился лишь неправильной формы участок внутри ограды, но и он сильно застроен. Производственные здания, окружившие монастырь, практически полностью заслонили вид на него со стороны Московского шоссе, а уничтожение дороги, связывавшей монастырь с въездом в город, изменило общую композицию. Вход на территорию монастыря с юго-западной стороны фланкируют два братских корпуса, намечающие главную ось комплекса, по сторонам которой в середине монастырского двора стоят две церкви. Несмотря на все изменения, Троицкий собор и Сергиевская церковь остаются композиционным центром комплекса, в котором доминирует собор. Северная стена нижнего яруса колокольни зрительно почти сливается с примыкающим к ней участком ограды. От старых монастырских стен уцелел лишь небольшой фрагмент с единственной, северо-восточной башней.