Церковь Сергия Радонежского
Каменная, оштукатуренная церковь Сергия Радонежского – образец монастырской церкви в традиционных формах с более поздними приделами, получившей в начале 20 в. декор в духе эклектики с элементами классицизма в деталях. Выстроенный в 1752 г. Сергиевский храм примкнул вплотную к древней Предтеченской церкви с восточной стороны в качестве её придела. В 1809 г., когда Сергиевский престол стал главным, а небольшая одноэтажная Предтеченская церковь превратилась в одноимённый придел, для связи между помещениями пробили вход в глухой западной стене Сергиевского храма. В этом же году и ещё раз в 1848 г. небольшие окна Сергиевской церкви были растёсаны. В результате неоднократных переделок 19 – нач. 20 вв. по сторонам трапезной появились два придела с арочными входами в стенах их папертей. После разборки примыкавшего флигеля, удлинённую трапезную завершили снаружи фронтоном, а с западной стороны устроили ещё один вход в церковь. В 1912 г. по проекту епархиального архитектора И.С. Цеханского прямоугольный алтарь храма заменили более просторной пятигранной апсидой. При разборке старого алтаря и устройстве нового была обнаружена могила М.Ф. Казакова, и его останки были перезахоронены в 20 метрах к востоку. В советское время к церкви примкнули многочисленные пристройки, закрывшие собой притвор трапезной с западной стороны. Арочные проёмы папертей переделали в окна, а их стены с западной стороны завершили фронтонами. При восстановлении здания в кон. 20в. на храме и приделах установили новые главы. Основной объём церкви – высокий двусветный четверик, с небольшими щипцами над средней частью стен четверика, под четырёхскатной кровлей с глухим барабаном и главкой в завершении. К четверику храма примыкают пятигранная апсида и трапезная с двумя симметричными приделами, трёхгранные алтари которой частично закрывают фасады храма. Углы на всю высоту четверика отмечены огибающими пилястрами, над которыми проходит широкий раскрепованный профилированный карниз, повторяющий крутую форму щипцов. Нижние прямоугольные окна четверика (по два на боковых фасадах) обрамлены профилированными наличниками с арочным завершением и плечиками по сторонам. В середине боковых фасадов во втором ярусе помещены небольшие арочные окна. На южной стороне такое окно обрамлено штукатурным профилированным наличником с завершением лучковой формы. Углы трапезной и крайние оконные проёмы на боковых фасадах приделов подчёркнуты филёнчатыми пилястрами. Крупные арочные окна трапезной и приделов обрамлены штукатурными наличниками. Завершают стены приделов широкие треугольные фронтоны. В профилированные карнизы алтарей церкви включён пояс поребрика. Высокое бесстолпное пространство храма перекрыто куполом, опирающимся на паруса. В алтарь и трапезную храм открывается большими арочными проёмами. В средней части трапезной цилиндрический свод, откуда в приделы (с цилиндрическими сводами и лотками с западной стороны) ведут по две широкие арки с каждой стороны. В главном и придельных алтарях церкви – гранёные конхи. Более поздний западный притвор трапезной перекрыт сводиками по балкам. В храме частично сохранилась неоднократно поновлённая живопись вт. пол.19в. Монохромная орнаментальная роспись украшает стены вокруг оконных проёмов второго света, края и внутренние поверхности арок. В куполе помещена фигура Пантократора, на парусах – евангелисты, под восточной и северной арками на стенах четверика – небольшие композиции на евангельские темы. В настоящее время в церкви установлены новые иконостасы. Пол выложен метлахской плиткой.