ЦЕРКОВЬ БОРИСА И ГЛЕБА. Комплекс, 17 в.; 3-я четв. 19 в.
ЦЕРКОВЬ БОРИСА И ГЛЕБА. Комплекс, 17 в.; 3-я четв. 19 в.

ЦЕРКОВЬ БОРИСА И ГЛЕБА. Комплекс, 17 в.; 3-я четв. 19 в.

Находится в северо-западной окраине города (в его дореволюционных границах). Церковь Бориса и Глеба существовала в Рязани уже в 1152 г. недалеко от нынешнего храма. Здание, не дошедшее до нашего времени напоминало о соборах того же посвящения в Старой Рязани и Вышгороде, возведённых в 1110-е гг. С 13 в. до 1522 г. церковь Бориса и Глеба в Переяславле-Рязанском была городским кафедральным собором. Потом эта функция перешла к Успенскому собору на Кремлёвском холме (позднее переименован Христорождественским), но местное население почти до конца 19 в. продолжало называть Борисоглебский храм соборным (в 1947 г. он снова официально стал кафедральным собором Рязани). Каменная Церковь Бориса и Глеба, построенная на посаде при владыке Ионе, то есть в промежуток с 1522 по 1547 г., возможно еще в начале этого периода, имела придел Параскевы Пятницы. Это здание сильно пострадало в 1618 г. от набега запорожских казаков. Вскоре (не позднее 1620 г.) вместо него построили деревянную церковь с приделом Ильи Пророка в трапезной части, заменившим обветшавшую Ильинскую церковь, которая стояла неподалёку. Возможно, фрагмент Ильинского храма вошёл в кладку алтаря нового храма Бориса и Глеба, возведённого в 1685–1687 гг. Кубический объём храма, типичный для посадской архитектуры 2-й пол. 17 в., вероятно первоначально имел другое завершение. По неизвестным причинам предположительно на рубеже 17-18 вв. оно было заменено существующим восьмериком с характерным нарышкинским декором. Вероятно тогда же с запада появилась четырёхъярусная шатровая колокольня с квадратным основанием и тремя восьмигранными ярусами. Богатый декор колокольни и характерное шатровое завершение роднили её с колокольней церкви в Березниках (не сохр.), а также московского храма Воскресения в Кадашах. В 1810 г. был устроен южный придел, В 1829 г. изготовили главный иконостас. Тогда же были написаны почти все его иконы кроме Федотьевского образа Божией Матери (1611), повторявшего древнее изображение. Другую почитаемую икону – Корсунской Божией Матери – написали на листе железа, а затем богато украсили жемчугом, драгоценными камнями (настоящими и искусственными). В 1836 г. на деньги купца Панова к югу от храма был установлен памятник Св. Василию Рязанскому. Он представлял собой киворий на 4 коринфских колонках с куполом и крестом. Под киворием стоял приземистый обелиск с рельефными изображениями жития святителя. Памятник был сломан в советское время. В 1840–1841 гг. трапезную Борисоглебского храма увеличили к северу, завершили низким восьмеричком с маковичной главкой и крестом и устроили в ней три придела. Северный придел создавался на средства купца И.В. Осьминина. Один из приделов разместили во 2-м этаже трапезной, над проходом в храм. Обрамления окон трапезной повторяли рисунок нижних килевидных наличников храма. В западной части, включившей первый ярус колокольни, была устроена открытая колонная галерея-папетрть. В 1858 г., для защиты от оползня, под здание Борисоглебской церкви подвели стилобат с гульбищем. В кирпичную кладку наклонной подпорной стенки с заглублёнными крупными арками под полукруглой перемычкой включили светлый камень. Немного раньше, к юго-востоку от храма поставили крупный киворий с главкой над купольной кровлей. Под ней, на квадратном постаменте, возвышался огромный колокол, подаренный храму в 1852 г. Осьмининым, и поначалу не использовавшийся по назначению, так как был слишком велик для старой колокольни. Вскоре специально для него соорудили деревянную звонницу (не сохр.) к югу от церковного здания. Трёхпридельная трапезная Борисоглебской церкви была очень тесной и поэтому в 1870 и 1902 гг. её повторно перестраивали, сильно удлинив к западу. Между перестройками, около 1873 г., возвели новую массивную колокольню в грубых формах русско-византийского стиля. С древности и по 2-ю пол. 19 в. церковь была крыта черепицей либо лещадью. В 1882 г. эта кровля пришла в негодность, и её заменили железной. Видимо, тогда же в основании восьмерика, завершающего храм, сделали дополнительные кирпичные конструкции, которые освободили свод храма от избыточной нагрузки. В 1940-е гг. палехские живописцы братья Блохины заново расписали интерьер. В северном приделе тогда был установлен фаянсовый иконостас кон. 19 в., прежде находившийся в церкви села Ижевское, для которой он был изготовлен на средства лесопромышленника Горелышева. Церковь расположена на крутом обрывистом участке над поймой реки Трубеж, при пересечении улиц Сенной и Трубежной. К северо-западу от церковной ограды стоит богадельня, выходя главным протяжённым южным фасадом на улицу Трубежную.