ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА, Кон. 17 в., 2-я пол. 19 в.
ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА, Кон. 17 в., 2-я пол. 19 в.

ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА, Кон. 17 в., 2-я пол. 19 в.

Фиксирует важный участок в исторической градостроительной структуре Рязани – на стыке древней фортификационной зоны и посадской территории по соседству с Кремлёвским холмом. При реконструкции города по генплану 1780 года заняла восточную вершину треугольной Ильинской площади, ограниченной с юго-запада длинным корпусом Присутственных мест, а с севера бульваром вдоль Соборной улицы (разбитым в 3-й четв. 19 в.). После 1950-х гг., когда площадь была превращена в сквер, здание было скрыто обильными зелёными насаждениями. В 1638 г. Ильинская церковь была деревянной и находилась около Спасского монастыря в Кремле. В 1679 г. храм перенесли на нынешнее место, у Глебовских ворот крепостного острога, где прежде стояла церковь Флора и Лавра. Приходы соединили. На новом месте Ильинскую церковь вначале также сделали деревянной, потом разобрали, и в 1699–1700 гг. подрядчик Никита Бухвостов возвёл её из кирпича обрушенного Успенского собора в Кремле. Возможно, на это строительство пошли средства из архиерейской казны. Не позднее 1782 г. в храме был устроен придел великомученика Георгия. Около 1806 г. расширили трапезную (с приделами Иоанна Богослова и Первомученика Стефана) и возвели колокольню. В отличие от более раннего лапидарного объёма храма, она была выдержана в ясных формах классицизма. Высокий цилиндрический ярус звона выше арочных пят и сдвоенных пилястр между арками был декорирован ленточным рустом. Видимо, тогда же очень скромные двухосные фасады двусветного четверика на половину высоты закрыли 4-колонными тосканскими портиками с киотом посреди аттика шириной в средний простенок. Фиксационный чертёж 1841 г. позволяет считать, что храм был перекрыт очень крутым сомкнутым сводом. Завершала четверик стройная маковичная главка на двухъярусном основании. К тому времени фасад четверика фланкировали лопатки; все окна храма и алтаря были прямоугольными, в рамочных наличниках. Четыре прямоугольных окна на фасаде трапезной к началу 1840-х гг., вероятно, были немного растёсаны, чтобы лучше осветить просторный интерьер с двумя приделами. Окна против столбов трапезной снаружи были фланкированы парой лопаток. В нач. 1840-х гг. это здание, занимающее важное место в центре губернского города, решили радикально обновить в духе образцовых проектов К.А. Тона. Было подготовлено несколько вариантов проектов. По одному из них новый храм с крещатым планом предполагалось увенчать огромным 16-осным барабаном под массивной луковичной главой. Фасады в пять окон, расчленённые пилонами, имели посередине трёхоконные ризалиты, украшенные полуколонками. В трёх килевидных закомарах над ризалитами должны были разместиться барельефы религиозного содержания. Колокольню в новых, эклектичных формах собирались построить либо в четыре, либо в три яруса. Более скромные формы хотели придать двустолпной трапезной, соединив её с колокольней крупным квадратным переходом. В углы между этим объёмом и трапезной намеревались включить квадратные крыльца на два марша. Входы с крылец должны были вести в приделы трапезной, минуя крупные объёмы к западу от неё. Проект 1841 г., подписаны губернским архитектором Н.И. Воронихиным. По другому проекту 1870-х гг. цилиндрические апсиды собирались заменить квадратными алтарными объёмами. Во всех апсидах жертвенные столы были запроектированы на удалении от окон, а иконостас перед главным престолом значительно заглублялся к востоку по сравнению с придельными. С 1870 г. к колокольне симметрично примыкала невысокая сквозная ограда с чугунными решётками и кирпичными столбиками на низком ленточном основании. В 1875–1877 гг. восточную часть храма дополнили боковыми пристройками, куда перевели приделы из восточных углов трапезной. Тогда храм стал трёхапсидным. Новые приделы соединили с главным четвериком арочными проходами. В кон 19 в. на углах основного объёма были добавлены миниатюрные главки. В 1929 г. храм был закрыт. Все главы разобрали, обнажив невысокую 4-лотковую кровлю, разрушили все ярусы колокольни, кроме нижнего, который позднее включили в новый поперечный объём, похожий на высокий нартекс. В 1953 г., здание переделали под городской лекторий. Почти все боковые объёмы достроили до двух этажей, включая прямоугольную основу главного алтаря. Северный и южный фасады, с ризалитами на флангах, а также западный фасад, с двумя 3-колонными портиками впереди ризалитов и широким полуфронтоном, торжественно декорировали в духе советской неоклассики. Только три апсиды и едва различимый верх кровли храма намекают теперь на первоначальное культовое назначение здания. При этом здание продолжает играть важную градостроительную роль в сложном классицистическом ансамбле городского центра. В самом конце 20 в. храм передали духовному училищу, в 2000 г. он был заново освящён, в 2011 г. на кровле сделали деревянную главку. Четверик храма слегка вытянут с севера на юг. Внутренний план главного алтаря, с плавной полукруглой дугой между параллельных стен, отличается от внешнего, где дуга упирается в прямоугольник. Так же снаружи очерчены и придельные алтари, у которых уступы повторены в интерьере. Все три алтаря связаны проходами по одной линии (сразу за иконостасами). Прямоугольная трапезная немного вытянута по оси здания. На два квадратных столба в восточной половине трапезной опираются коробовые своды. Они плавно переходят в стены и разделены двусторонней распалубкой.