ЦЕРКОВЬ НИКОЛО-ЯМСКАЯ (Новоямская), кон. 18 в. (?); 1-я пол. 19 в.
ЦЕРКОВЬ НИКОЛО-ЯМСКАЯ (Новоямская), кон. 18 в. (?); 1-я пол. 19 в.

ЦЕРКОВЬ НИКОЛО-ЯМСКАЯ (Новоямская), кон. 18 в. (?); 1-я пол. 19 в.

Церковь Николая Чудотворца расположена к югу от исторического центра города, в бывшей Новоямской слободе. Обширный, прямоугольный участок со стоящей на ней церковью занимает целый квартал. До 1780 г. данная территория не входила в границы города. Населяли слободу преимущественно ямщики и извозчики. Место для строительства церкви было выбрано на западной стороне Астраханской улицы, а само здание было поставлено таким образом, что апсида выходила за линию жилой застройки. В литературных источниках установилось мнение, что каменный храм был возведён на месте деревянного в 1788 г. при Рязанском и Шацком епископе Симоне (Лагове) из материалов упразднённой церкви «Николы Мокрого» в Выползовой слободе. Но местоположение церкви на планах губернского города Рязани не указывалось вплоть до 1825 г. Поэтому принятая дата постройки, по мнению некоторых исследователей, подлежит уточнению. Из архивных документов известно, что в 1826 г. была перестроена и распространена придельная церковь, а в 1822 г. была сооружена колокольня. Настоящая холодная церковь перестраивалась в 1837 и 1845 гг. на средства ямщика Ивана Ивановича Жучкова. Позднее участок вокруг церкви обнесли металлической оградой на кирпичном основании. В её северо-западном и северо-восточном углах поставили две одинаковые восьмигранные часовни с купольной кровлей и главкой в завершении. На церковной территории было два деревянных дома причта, а также хозяйственные постройки. В 1920-е гг. храм был закрыт. В 1933 г. сломали четырёхколонные портики храма и верхние ярусы колокольни. В 1950-е гг. разрушили ограду, часовни и хозяйственное здание. Заложили нижние боковые окна храма, а с южной стороны сделали обширную пристройку, почти полностью закрывшую фасад трапезной. Четверик храма разделили междуэтажными перекрытиями на пять ярусов и установили железобетонную лестницу. Для освещения ярусов в стенах пробили новые оконные проемы, снесли главы, купольную кровлю заменили на скатную. Восьмигранный барабан трапезной с главой и крестом разобрали и надстроили её стены на один этаж. Оконные проемы на скругленных углах трапезной заложили, а центральные трёхчастные растесали. В 1992-1995 гг. Рязанским научно-реставрационным управлением по проекту архитектора С.Г. Варганова проводились ремонтно-реставрационные работы. Были разобраны поздние боковые пристройки к колокольне, восстановлен купол и пятиглавие четверика, отреставрированы фасады, заново расписаны своды в главном алтаре. В 1996 г. церковь была освящена. В период с 2001-2005 гг. восстановлены верхние ярусы колокольни, портик и оконные проёмы на северном фасаде трапезной, стены которой ещё раз надложили и установили на кровле барабан с главой. Не удалось разобрать железобетонные перекрытия и вернуть интерьеру храма первоначальный вид. Остались не восстановленными портики храма. Здание кирпичное, оштукатуренное с многочисленными белокаменными деталями. Несмотря на переделки, это самый значительный церковный памятник Рязани в стиле позднего классицизма с оригинальным трёхсветным храмом. В продольной композиции здания стройной трёхъярусной колокольне соответствует необычайно высокий пятиглавый четверик храма. Пирамидальная группировка маковичных глав (с сильно приподнятой центральной главой) на купольной кровле четверика и вытянутые пропорции барабанов придают силуэту храма особую выразительность. Прямоугольный со скруглёнными углами алтарь сильно понижен по отношению к четверику, но почти одной с ним ширины. Крупная, квадратная трапезная с энергично скруглёнными углами, значительно шире остальных объёмов. Все ярусы колокольни – четверики. Архитектурный декор первого светового яруса храма, апсиды, нижнего объёма трапезной и колокольни имеют близкую по характеру обработку фасадов. Белокаменные детали наружного убранства отличаются пластической выразительностью: тонкой профилировкой карнизов, архивольтов проёмов, капителей и баз колонн. От боковых портиков храма, завершавшихся фронтонами, уцелели лишь соответствующие им пилястры на стенах четверика. В нижних ярусах проёмы арочной формы, в последнем – прямоугольные. Углы и простенки между окнами двух верхних ярусов также подчёркнуты пилястрами, но более вытянутых пропорций. Окна второго света, с профилированными архивольтами и филёнками в подоконной части, фланкированы тосканскими колонками на постаментах. Архивольты окон последнего яруса опираются на консоли. Над широким венчающим карнизом поднимается невысокий аттик. Наиболее эффектно выглядит хорошо сохранившийся декор апсиды. Трёхчастное окно в центре фланкировано по сторонам сдвоенными тосканскими колоннами, несущими фронтон, скаты которого, как и раскрепованный на скруглённых углах белокаменный антаблемент, украшены мутулами. Среднее более крупное окно арочное, боковые, как и проёмы по сторонам портика – прямоугольные. Те и другие с белокаменными архивольтами. Трапезная имела очень близкую по характеру обработку фасадов в виде своеобразных портиков с окнами серлиано. Такие же трёхчастные проёмы в середине фасадов с тосканскими колоннами, белокаменным антаблементом и фронтоном. Сходные приёмы использованы и в декоре колокольни. Сдвоенные колонны, несущие лучковые полуфронтоны, подчёркивают раскрепованные углы двух нижних ярусов, прорезанных высокими арочными проёмами с белокаменными архивольтами. В последнем ярусе ребра украшены пучками из трёх колонн. На куполе с люкарнами установлен восьмигранный барабанчик с колонками на рёбрах и главкой со шпилем в завершении. Некогда высокое, открытое до самого верха пространство храма перекрыто восьмилотковым сводом с отверстием светового барабана в центре (заложено). При переходе от квадратного в плане четверика, со скругленными изнутри углами, к своду использованы трёхчастные сферические тромпы. В центре алтаря коробчатый свод с распалубками и четвертные своды по сторонам. В обширной четырёхстолпной трапезной на поперечной и продольной осях – крестовые своды, угловые ячейки перекрыты отрезками коробовых сводов. Широкий арочный проём в массивной стене, связывавший храм с трапезной, заложен; вместо него с южной стороны устроен узкий проход, а с северной в толще стены (вход из трапезной) установлена металлическая винтовая лестница, ведущая к северо-западной главе.