Архиерейский корпус с церковью Хрисанфа и Дарьи
Архиерейский корпус с церковью Хрисанфа и Дарьи

Архиерейский корпус с церковью Хрисанфа и Дарьи

Архиерейский корпус с церковью Хрисанфа и Дарьи - крупнейшее жилое здание монастыря со сложной строительной историей, включившее в себя сооружения кон. 16 - 17 в. и сохранившее в своем облике черты позднейших перестроек 18 и 19 вв. в формах классицизма и русского стиля. Монументальный объем здания играет активную роль в формировании панорамы монастыря с реки. Основу Г-образного плана сооружения составляют примыкающие друг к другу под прямым углом разные по назначению корпуса кон. 16 - сер. 19 в., что объясняет разностилье фасадного декора, выявленного реставрацией. Более короткое крыло, вытянутое от Екатерининских ворот параллельно северному пряслу крепостной стены, образовано из настоятельского корпуса, строившегося в несколько этапов в течение 17 в. Протяженное восточное, частично слившееся с пряслом стены крыло включает вытянутые от Пороховой башни до Святых ворот казначейские кельи 1-й пол. 17 в. с фрагментами здания кон. 16 в., надвратную церковь Хрисанфа и Дарьи, возведенную в 1841-63 гг. по проекту К.А. Тона и Н.П. Григорьева, и экономские кельи, замкнувшие в 1730 г. фронт застройки с юга. Объединение разновременных корпусов в одно здание началось в 1744 г. в связи с необходимостью создать резиденцию для первого костромского архиепископа Сильвестра Кулябки. Во время перестройки архиерейского дома Н.И. Метлиным (1820-1822 гг.) западная стена протяженного корпуса была перенесена вперед, образовав своеобразный футляр для первоначального фасада. Фасады северного крыла здания - бывшие настоятельские кельи - носят следы трех основных этапов его строительства. Самый ранний двухэтажный объем 1640-х гг. (1-е настоятельские кельи) в пять оконных осей, примыкающий к Екатерининским воротам, прорезан небольшими окнами, прямоугольными, со ступенчатыми перемычками в первом, и арочными, в колончатых наличниках с треугольными и килевидными фронтонами во втором этажах. В тимпан одного из них был вделан небольшой блок белого камня с рельефным изображением двуглавого орла. Профилированный междуэтажный карниз включает пояс поребрика. Две двухэтажные кельи (2-е и 3-и настоятельские), пристроенные в 1679-1680-м гг. и соединившие настоятельский корпус с казначейскими кельями, сохраняют тот же принцип декора, однако более крупные окна второго этажа имеют здесь более нарядные наличники, характерные для узорочья 2-й пол. 17 в. - с набранными из мелких элементов боковинами и трехлопастными кокошниками в завершении (по мнению реставраторов, они были украшены полихромной травной росписью); более развит здесь и венчающий карниз. До 1819 г. на стыке настоятельского и казначейского корпусов сохранялось парадное наружное крыльцо со всходом на второй этаж. Третий этаж, надстроенный и продленный к востоку (над вторым этажом казначейских келий) Г.Л. Мазухиным в 1690-е гг., декорирован в стиле нарышкинского барокко: прямоугольные окна заключены в колончатые наличники с разорванными фронтонами-гребнями, границы объемов фиксированы полуколоннами, в завершении - широкий трехчастный карниз. В кон. 17 - 1-й пол. 18 в. с пристройкой двух трехэтажных объемов в северо-западной части (поваренные сени) и в северо-восточном углу (подсобные помещения) выравнивается линия северного фасада корпуса со стороны засенья. Тогда же с этой стороны были возведены мощные контрфорсы. В отличие от главного, северный фасад предельно скуп по декору. Небольшие окна с коробовыми перемычками помещены в плоских прямоугольных нишах, над вторым и третьим этажом проходят профилированные карнизы. Легкий излом фасада на границе 2-х настоятельских келий и поваренных сеней фиксирован лопаткой. Особенностью внутренней структуры настоятельского корпуса является несовпадение капитальных стен в этажах, что отразилось в свободном ритме лопаток на фасадах - их оси по вертикали не совпадают. Планировка этажей образована сочетанием квадратных и прямоугольных помещений, перекрытых коробовыми и лотковыми сводами с распалубками, с небольшими коридорами и сенями, имеющими коробовые своды. В сер. 18 в. на первом этаже размещались кладовые, во втором - Монастырский приказ, а третий был занят покоями архимандрита. В 1760 г. в северо-восточной части третьего этажа была устроена домовая церковь Владимирской Богоматери - помещение с плоскими перекрытиями, обильно украшенное лепниной, рядом с ней разместились большая зала, архиерейская библиотека, двое сеней и другие помещения. В интерьере сохранились дверные порталы: дробно декорированные в формах узорочья - в одном из помещений второго этажа и колончатые, в стиле нарышкинского барокко - в третьем. Междуэтажная лестница в западной части корпуса, размещенная в центре крупных сводчатых помещений и поддерживаемая внизу двумя тосканскими колоннами, устроена во время реставрации 1960-1970-х гг. Обращенный во двор монастыря фасад восточного крыла Архиерейского корпуса, возведенный в 1820-е гг. Н.И. Метлиным и выдержанный в формах классицизма, скрывает за собой старые объемы казначейских и экономских келий. Этажи этого фасада разделены строгими тяжелыми кордонами. Окна двух нижних этажей, сегментные в первом и прямоугольные во втором, объединены высокими арочными нишами с небольшим замковым камнем в перемычке. Прямоугольные окна третьего, надстроенного Метлиным, заключены в рамочные наличники с выявленным подоконником на маленьких квадратных консольках. Часть Архиерейского корпуса к северу от Святых ворот - казначейские кельи - формировалась в несколько этапов, путем постепенного -приращения- объемов, пристраиваемых друг к другу, начиная от ворот к северу. Первой, вплотную к воротам, была возведена одноэтажная сводчатая палата, вскоре надстроенная вторым этажом, также перекрытым сводами. В нач. 17 в. появилась вторая двухэтажная палата с килевидным порталом в нижнем этаже. В 1640-х гг., одновременно со строительством 1-х настоятельских келий, были возведены три двухэтажные кельи, объединенные общим фасадом и кровлей. К кон. 17 в. относится строительство подсобных помещений в северном торце и на левом (северном) фланге западного фасада. Главный фасад здания, скрытый за западной стеной Архиерейского корпуса 1820-х гг., полностью сохранил свой декор. Этажи разделены профилированной тягой. Стены нижнего, по-видимому, хозяйственного, прорезанные небольшими арочными окошками и дверными проемами, лишены декора. Исключение составляет перспективный килевидный портал в южной части здания, украшающий вход в палату нач. 17 в. Декор второго этажа, наоборот, очень насыщен: -висячие- оконные наличники из валиков с перехватами, помещенные в крупные прямоугольные ниши, междуэтажные карнизы и различной формы ширинки. Арочный дверной проем обрамлен прямоугольным профилированным перспективным порталом. Фасад со стороны реки также в полной мере отражает разновременность постройки. Его правый фланг, примыкающий к Пороховой башне, в нижней части сохраняет пластику крепостной стены, включенной в фасадную плоскость с двурогими зубцами и щелевидными бойницами, третий этаж - торец настоятельских келий - декорирован аналогично дворовому фасаду в стиле нарышкинского барокко. Часть здания, примыкающая к Святым воротам, в нижних этажах, скрытых за крепостной стеной, сохраняет черты постройки сер. 17 в. (горизонтальные тяги, ряд узких нишек на месте бойниц, над ними щелевидные окна в плоских рамочных наличниках). Прямоугольные окна третьего этажа, относящиеся ко времени перестройки 1820-х гг., в правой части аналогичны западному фасаду, в левой - окружены вдавленной рамкой. Внутри помещения казначейских келий по сторонам прямоугольных центральных сеней, крупное с юга и два небольших с севера, перекрыты коробовыми и лотковыми сводами с распалубками. В северной части здания вдоль крепостной стены проходит узкий сводчатый коридор (в этой части старое двухэтажное здание не примыкало к крепостной стене). Второй коридор образован в пространстве между первоначальной западной стеной и стеной 1822 г. Основной объем экономских келий - прямоугольное двухэтажное здание со скошенной южной стеной - возведен в конце 1730-х гг. В 1747 г., по распоряжению архиепископа Сильвестра Кулябки, он был надстроен деревянным этажом, соединенным деревянным переходом с северной галереей Троицкого собора (в 1777-1778 гг. этот переход был заменен каменным). При перестройке Архиерейского корпуса Метлиным деревянный этаж переведен в камень, а западная стена оказалась за новым фасадом. Во время строительства церкви Хрисанфа и Дарьи переход к собору был сломан. Первоначальный декор здания сохранился на восточном и южном торцовом фасадах: арочные окна с коробовой перемычкой заключены в прямоугольные рамочные наличники, в завершении второго этажа простой карниз, образованный нависанием рядов кирпича. Крупные прямоугольные окна третьего этажа имеют рамочные наличники с подоконниками на консольках. На западном фасаде три верхних арочных окна, примыкающих к Святым воротам, декорированы в русском стиле - с профилированными килевидными архивольтами, опирающимися на полуколонки. В двух нижних этажах, идентичных по планировке, два небольших сводчатых помещения в южном торце через промежуточные сени соединяются с более крупной квадратной палатой. Лестничный блок расположен в помещении, примыкающем к объему Святых ворот (первоначальная лестница не сохранилась). Вдоль западного фасада проходит широкий сводчатый коридор, во втором этаже имеющий выход на крыльцо с каменной лестницей, пристроенной в сер. 19 в. Церковь Хрисанфа и Дарьи, размещенная в центре восточного крыла Архиерейского корпуса, представляет собой бесстолпный храм, возведенный над аркой новых Святых ворот. Массивный четверик, возвышающийся над примыкающими к нему корпусами, увенчан двенадцатигранным шатром, завершенным луковичной главкой на глухом барабанчике. Фасадное убранство церкви, в котором элементы классицизма сочетаются с деталями, взятыми из арсенала древнерусского зодчества, характерно для раннего этапа русского стиля, свойственного творческому почерку К.А. Тона. Композиция восточного и западного фасадов идентична. Нижняя часть четверика, прорезанного крупной аркой, трактована как высокий цоколь, обработанный квадровым рустом. Угловые выступы служат опорой для сдвоенных трехчетвертных колонн, каннелированных в нижней части и завершенных коринфскими капителями, несущими трехчастный антаблемент. Широкий аттиковый ярус в завершении четверика декорирован ширинками. Перспективный портал, оформляющий проездную арку, украшен суховатой по исполнению белокаменной резьбой растительного характера. Три арочных окна над порталом заключены в колончатые наличники с килевидным профилированным архивольтом. По сторонам проездной арки на восточном фасаде, обращенном к реке, помещены крупные гипсовые горельефы с изображениями святых Хрисанфа и Дарьи. Фигуры в рост задрапированы в длинные одежды, струящиеся складки которых, создающие активную игру светотени, придают некоторую живость довольно сухому фасаду. Грани барабана в основании шатра, покоящегося на глухом основании, решены как глубокие арочные ниши, в которых через одну прорезаны крупные окна. Пилоны между арками подчеркнуты пучком из трех полуколонн, на которые опираются профилированные архивольты с едва намеченным килем и гурты на ребрах шатра. На фоне чешуйчатого металлического покрытия шатра активно выделяются ярусы ложных слухов, крупных круглых и миниатюрных вертикальных с лучковами перемычками. В интерьере храма четыре подпружные арки, примыкающие к стенам четверика, поддерживают профилированное опорное кольцо сужающегося к верху барабана с шестью ложными окнами с распалубками, врезающимися в купольный свод. В углах - сферические паруса. Полы храма набраны из мелкой цветной плитки. Ко входам в храм с севера и юга ведут чугунные лестницы с литыми балясинами в ограждении.