Музей промышленности и искусства (музей Д. Г. Бурылина)
Музей промышленности и искусства (музей Д. Г. Бурылина)

Музей промышленности и искусства (музей Д. Г. Бурылина)

Расположен на резко понижающемся к юго-западу рельефе, при пересечении улицы с главной магистралью города — просп. Ленина (бывш. Александровская ул.). Первый музей в Иванове; построен в 1912-15 гг. на средства и по заказу известного фабриканта-мецената, Дмитрия Геннадиевича Бурылина — одного из образованнейших людей города, члена нескольких научных обществ. Здесь разместились собранные им многочисленные коллекции — древнеегипетская, античная, нумизматическая, масонская, тканей, изразцов, живописи, изделий кустарных промыслов и т.п. (всего к 1917 г. — ок. 175 тыс. экспонатов), а также древлехранилище, насчитывавшее более 5 тыс. различных рукописей, документов, рукописных и старопечатных книг. Часть экспозиции располагалась в подземном ходе, связывающем музей с расположенным на противоположной стороне улицы особняком Бурылина. Проект здания выполнен на конкурсной основе архит. П.А.Трубниковым, о чем сообщает закладная доска с надписью, находящаяся в вестибюле: “Музей промышленности и искусства, собрание древностей и редкостей построен Дмитрием Геннадиевичем Бурылиным для общего пользования в память его дедушки Диодора Андреевича Бурылина, основателя ситценабивной фабрики в 1812 г., строителя Единоверческой Благовещенской церкви в 1839 г. и основателя сего, Вознесенского посада в 1842 г. Начат постройкой по проекту художника-архитектора П.А.Трубникова 25 августа 1912 г., окончен в 1915 г.”. Накануне революции музей был одним из самых богатых и совершенных по устройству провинциальных музеев России. В его строительстве, наряду с традиционным кирпичом и штукатуркой, были применены новые для Иваново-Вознесенска железобетонные конструкции, запроектированы лифт, обсерватория, синематограф. В необычайно широкую программу его работы кроме собственно историко-художественной экспозиции были включены биологическая станция, концертный зал, лекторий. Здесь же находилась публичная библиотека с редким собранием книг. Подобно цветаевскому Музею изящных искусств в Москве, бурылинский музей в Иванове с самого начала задумывался как просветительское учреждение для широких масс — с устройством специальных экскурсий для рабочих и солдат Ивановского гарнизона. Еще до революции Д.Г.Бурылин передал свой музей городу. С 1919 г. “Музей промышленности и искусства” преобразовывается в краеведческий. Первоначальные коллекции расформировываются и перевозятся в центральные музеи. Среди немногих чудом сохранившихся экспонатов — уникальные часы, выполненные в 1873 г. парижским механиком Альбертом Билете по заказу потомков герцога Альбы. Они показывают поясное время для 37 городов, звездное время, солнечное склонение, время восхода и захода, а также дни недели и месяца по григорианскому, юлианскому, иудейскому и магометанскому летоисчислениям, движение Земли и планет вокруг Солнца. Здание музея является наиболее значительным памятником архитектуры неоклассицизма в городе. Строгий, монументальный, несколько мрачноватый от потемневших стен объем включает два основных, цокольный и антресольный этажи. Прямоугольный в плане, он вытянут вдоль улицы и усложнен небольшим ризалитом главного экспозиционного зала на дворовом фасаде восточного крыла. Торцовый фасад, обращенный к просп.Ленина, поднят на более высокий цокольный этаж. Основание здания подчеркнуто крупным рустом первого этажа, легкие ризалиты крыльев выделяют центральную часть главного (северного) фасада, декорированную ионическим портиком большого ордера (колонны поставлены в простенках окон второго и антресольного этажей) и увенчанную аттиком с овальной нишей часов. В интерколумниях парных колонн, по сторонам центральной оси фасада, помещены скульптуры двух мифологических персонажей — Гермеса и Афины. Ниже, фланкируя парадный вход, расположены арочные ниши с вазонами. Антикизированному характеру центральной части отвечают пилястровые портики ризалитов с треугольными фронтонами и аттиками, обрамляющие на фоне легкой рустовки стен трехчастные проемы двух верхних этажей. Активность декора ризалитов усиливают массивные балконы с бетонной балюстрадой, повторенной как единый мотив под всеми окнами второго этажа. Под арочными и прямоугольными окнами антресолей, образующими общую композицию с проемами второго этажа, помещены крупные маскароны в обрамлении классицистических гирлянд. Торцовые фасады с различным ритмом окон оформлены пилястрами и классицистическими арабесками во фризе. Последние, как и на главном фасаде, отмечают основные композиционные акценты. Центральную часть внутреннего пространства музея занимает вестибюль, с лестницей у противоположной от входа стены, к которой подводит широкий и короткий марш между двух колонн. Пространство вестибюля перед лестницей пересекает коридор, разделяющий здание на большую (со стороны улицы) и меньшую (дворовую) части. Наиболее крупные экспозиционные помещения размещены в торцах объема. Богатое убранство вестибюля включает мозаичный пол, кессонированный плафон с лепными розетками и мраморную балюстраду лестницы. Стены лестничных площадок украшают лепные фризы на античные темы, аналогичные фризам подземного хода, связывающего дом Бурылина с музеем. Наиболее эффектен по своей отделке главный экспозиционный зал в восточном торце. Двусветный, с балконами антресолей, он декорирован широким лепным фризом в основании балконов и массивным карнизом с розетками и модульонами. Его плафон украшают различные по форме лепные кессоны с розетками по углам. Очень интересны разнообразные по рисунку металлические створки дверей. Они украшены прихотливым орнаментом и вставками из желтого и белого матового стекла. Балконы антресольного этажа в торцах здания ограждены металлическими решетками и опираются на колонны коринфского ордера. В отделке интерьеров использованы редкие породы дерева, бронза, мрамор и литое стекло.