Церковь Рождества Богородицы
Церковь Рождества Богородицы

Церковь Рождества Богородицы

Монументальный храм, соединивший черты стиля барокко (фасадный декор, форма алтаря) и зодчества 17 в. (кокошники, пятиглавие с перехватами у основания глав). Разнообразие форм усиливается поздними пристройками: вскоре после строительства отдельно стоящей колокольни в формах классицизма ее соединили с трапезной притвором с полукружиями по бокам и крытым переходом, а у северного входа в храм сделали портик-крыльцо с деревянными фронтоном и колоннами, собранными на углах в пучки. В объемной композиции главенствует высокий трехсветный четверик, увенчанный пятью луковичными главами с перехватом на стройных цилиндрических барабанах (более крупный центральный – световой). Пятигранный алтарь под высокой вальмовой кровлей сужен по отношению к четверику. Трапезная, наоборот, сильно расширена и смещена к югу от общей оси симметрии, из-за чего дуги придельных апсид очень различаются по размеру (примечательно, что столбы трапезной при этом расположены в соответствии с главной осью здания). Стены трапезной завершены высокими фронтонами; над приделами и на пересечении скатов кровель стоят главки. Четырехъярусная колокольня, поставленная по оси храма, значительно превосходит его по высоте. Над тремя громоздкими четвериковыми ярусами высится цилиндр, заметно меньшей ширины с полуколоннами между восемью узкими стрельчатыми арками звона. Завершена колокольня изогнутой купольной кровлей и барабанчиком, несущим шпиль. Барочные наличники четверика постепенно упрощаются от нижнего яруса к верхним. Четкую трехосевую композицию фасадов поддерживают также рисованные наличники ложных окон, заменяющие собой отсутствующие проемы второго и третье-го света. Стены на всю высоту расчленены узкими пилястрами, не доходящими до карниза, который отделяет аттиковый ярус. Отзвуки древнерусского зодчества ощутимы в кокошниках этого яруса (их ритм не совпадает с членениями основной части фасада), в поясках на укороченных угловых лопатках аттика, в колонках барабанов, а также в перспективном портале с низко опущенными дыньками на огрубленных прямоугольных уступах. Детали классицизма в декоре четверика (сандрики, подоконные накладки) играют подчиненную роль. В классицистическом оформлении колокольни выделяется нижний ярус, срезанные углы которого фланкируются парами трехчетвертных тосканских колонн. Последние значительно понижены по отношению к высоте всего яруса и увенчаны отрезками антаблемента, над которыми расположены овальные ниши. Грани нижнего четверика колокольни в результате приобретают напоминающую портик композицию, завершенную треугольными фронтонами уже на уровне второго яруса. Высокий светлый четверик храма перекрыт восьмилотковым сводом с узкими диагональными гранями и световым кольцом в центре. Три прохода ведут из основного помещения, в алтарь, коробовый свод которого переходит в граненую конху. Трапезная с двумя мощными квадратными столбами перекрыта пересекающимися коробовыми сводами. В трех помещениях притвора своды цилиндрические, с продольной шелыгой. Клеевая роспись выполнена во 2-й четв. 19 в. Нижние композиции северной и южной стен четверика и вся роспись трапезной грубо поновлялись в 1974 г. Утрачены сцены нижнего яруса западной стены. Выразительный пример росписи в стиле классицизма, в которой прослеживаются также реминисценции барокко. Наиболее интересны пять крупномасштабных композиций со сложными построениями, детально проработанными фонами и разнообразными ракурсами персонажей. Первоначальный колорит – высветленный, с чистыми по звучанию крупными пятнами голубых, охристых, карминных красок, которые гармонируют с гризайльным декором. Необычное, не выдержанное строго по ярусам расположение композиций на стенах обусловлено особенностями интерьера. Два гризайльных карниза проходят в основании свода и над нижними проемами, под верхними окнами – орнаментальный фриз. Большими размерами выделены три композиции среднего яруса западной стены и две крайние (западные) композиции того же яруса северной и южной стен. На своде изображена «Новозаветная Троица», в простенках верхних окон боковых стен – сюжеты ветхозаветной книги «Исход», в простенках средних окон – евангельские сюжеты. Выделяются крупные сцены «Насыщение хлебами» и «Аллегории на темы Блаженств». В центре западной стены – «Успение Богоматери» и «Страшный суд». Свод алтаря занят композицией «Да молчит всякая плоть человеческая». Главный иконостас – великолепное произведение нач. 19 в. в стиле классицизма, отличающееся стройной композицией и пластичным декором. Иконы – нач. 19 в. и кон. 19 – нач. 20 в. Праздничные иконы на фризе первого яруса добавлены в сер. 19 в. Утрачены некоторые детали резьбы. Высокое трехъярусное сооружение с заворотами на боковые стены имеет выступы по осям боковых врат в первом ярусе и центральный выступ во втором; все они завершены фронтонами (в нижних ярусах – иконы двух чинов). Средняя выступающая часть третьего яруса повышена и прорезана аркой с резной драпировкой. Завершают композицию иконостаса скульптурное «Распятие с предстоящими» и резные вазоны по сторонам. Междуярусные и венчающий крепованные антаблементы поддерживаются колонками с коринфскими капителями. Изысканная позолоченная резьба, выделяющаяся на сером фоне, придает иконостасу торжественный облик. Овальные и круглые розетки, гирлянды в обрамлениях икон, ниспадающие драпировки с бантами на фризах, корзинки с цветами в тимпанах и листья аканта на колонках отличаются ясностью рисунка. Боковые части, декорированные более скромно, разделены междуярусными карнизами и филенчатыми фризами с розетками и завершены ступенчатыми аттиками с фронтонами. Представляют интерес клиросы с резными балдахинами и драпировками. В алтаре сохранился выносной крест нач. 19 в. в стиле барокко. Два придельных одноярусных иконостаса 1-й пол. 19 в. в трапезной являются интересными образцами классицизма. Иконы – того же времени. Утрачены многие детали резьбы. Южный иконостас в пять осей, имеющий асимметричную композицию, завершен иконой «Спас на престоле» между двумя колонками, которые соединены лучковой аркой и декорированы волютообразными завитками с розетками. Царские врата и фризы украшены крупной резьбой растительного характера. Северный иконостас более своеобразен по композиции: на крепованный антаблемент, поддерживаемый колонками, водружена полуциркульная арка с круглыми медальонами. Узкие царские врата решены в виде экседры. Пол в храме выложен металлическими плитами с орнаментом и датой «1808 г.».