Церковь Рождества Богородицы
Церковь Рождества Богородицы является основным сооружением комплекса и важной доминантой в застройке села. В 1-й пол. 19 в. пристроены притворы входов. Один из замечательных памятников Шуйского р-на с традиционной композицией объемов и богатым изразцовым убранством. Принадлежит к типу бесстолпных храмов с трапезной и колокольней, продолжающих формы Владимиро-Суздальского зодчества 17 в. Объемы основного четверика и трапезной близки по размерам в плане, однако трапезная понижена более чем вдвое. Особый, запоминающийся образ храму придает завершение двусветного четверика двумя ярусами кокошников, нижний из которых трактован как аттиковый ярус, а верхний, уменьшенный в плане, со срезанными углами – как постамент под пятиглавием. Крупная алтарная апсида с восточной стороны имеет слабо выраженное трехчастное членение. Композиция высокой шатровой колокольни состоит из нижнего четверикового и восьмерикового объемов, почти равных по высоте, причем каждый из них дополнительно расчленен на ярусы. По сторонам нижнего яруса четверика устроены палатки. Арочный притвор-крыльцо главного входа с фигурной кровлей выходит на линию ограды. Углы основных объемов выделены пучками колонок (на четверике – поярусными). В завершении фасадов – широкие наборные карнизы; особенно богат карниз четверика из рядов поребрика, пилы и городков, раскрепованный под пятами четырех крупных кокошников (по четыре с каждой стороны), архивольты которых обработаны зубцами. Средние оси боковых фасадов подчеркнуты перспективными килевидными порталами с дыньками и бусинами и нишами киотов над ними. К северному порталу пристроено арочное крытое крыльцо с висячей гирькой на двух столбах. По сторонам входа расположены арочные окна в наличниках с колонками и заостренными рамками очелий, заглубленных в плоскость стен. Верхние окна заключены в наборные наличники с гребешковыми завершениями, состоящими из рельефных и гладких полихромных изразцов с изображениями херувимов, символов страстей и растительным орнаментом. Окна второго света – более крупные, прямоугольные. Они расположены по двум осям, однако их оси не совпадают с нижними проемами. Барабаны маковичных глав с небольшими кокошниками в основании обработаны аркатурно-колончатыми поясками, поребриком и городками. Ярусы высокой колокольни расчленены поясками и обработаны выделяющими углы лопатками и ширинками. Килевидные завершения архивольтов арок звона врезаются в тройные кокошники, помещенные в основании граней шатра с четырьмя ярусами слухов. Внутреннее пространство четверика перекрыто сомкнутым сводом и объединено с алтарем тремя арочными проемами, а с трапезной – одним широким. Апсида перекрыта конхой с распалубками над тремя окнами и средней аркой; необычны здесь глубокие ниши в восточной грани устоев, разделяющих входы в алтарь. В трапезной свод сомкнутый, также с распалубками. Настенная живопись в четверике, апсиде и трапезной относится к сер. 19 в. Сюжетные сцены исполнены маслом, орнаментальный декор – клеевыми красками. Характерный пример росписи, в которой черты барокко в композициях сочетаются с классицистическими мотивами в гризайльной декоративной живописи. Колорит построен на сочетании плотных холодных тонов, контрастирующих с ярко-бирюзовым фоном стен и охристыми оттенками гризайли. В центре свода четверика расположена «Похвала Троице», на восточном лотке «Новозаветная Троица», на остальных – ангелы. Ясная архитектоничная рисованная декорация состоит из антаблемента, отделяющего свод от стен, который поддерживают гризайльные канелированные пилястры с коринфскими капителями. Второй рисованный антаблемент между двумя ярусами окон опирается на гризайльные колонны того же ордера. В верхней части стен в пышных барочных рамах, в простенках между окнами и над аркой в трапезную помещены «Рождество Христово» (южная стена) и «Вознесение» (северная). Внизу на западной стене арку фланкируют сцены «Притча о блудном сыне» и «Притча о десяти тысячах». На откосах окон изображены святые. В конхе написан «Царь царем». Свод здесь отделен от стен широким рисованным карнизом, «опирающимся» на четыре коринфские колонны. В трапезной в центре свода изображено «Коронование Богоматери», а в лотках, отделенных по ребрам широкими лентами орнамента, помещены «Притча о десяти девах», «Страшный суд», «Воскрешение Лазаря» и «Исцеление десяти прокаженных».