Церковь Покрова
Церковь Покрова

Церковь Покрова

Основное сооружение комплекса – находится в его южной части. Кирпичные стены побелены по обмазке. Колонные портики у главного и северного бокового входов относятся ко 2-й пол. 19 в. Принадлежит к типу бесстолпных пятиглавых храмов с трапезной и колокольней, продолжающих архитектурные традиции 17 в. Исключительно нарядный и выразительный по композиции памятник в стиле нарышкинского барокко послужил впоследствии образцом для целого ряда культовых сооружений бывш. Шуйского уезда. Композиция объемов традиционно ориентирована вдоль главной оси. Стройность пропорций, обилие характерных, тщательно проработанных деталей, делают храм одним из лучших произведений местных мастеров. Высокий двусветный четверик имеет пирамидальное завершение: над его аттиковым ярусом с поясом декоративных кокошников поднимается уменьшенный в плане низкий четверик со срезанными углами, украшенный аналогичными кокошниками и служащий постаментом в основании пятиглавия: луковичные главы с чешуйчатым покрытием (средняя крупней и выше боковых) подняты на высоких цилиндрических барабанах с кокошниками в основании. Крупный алтарь почти в ширину четверика расчленен на три слабо выраженных скругления с колонками в сочленениях. Трапезная также равна четверику по ширине. Высокая шатровая колокольня – восьмигранный столп на четвериковом основании – имеет палатки по сторонам крытого крыльца (северная утрачена). Углы основного четверика и трапезной выделены пучками колонок. На главных осях боковых фасадов четверика расположены крупные перспективные порталы с необычайно богатыми наборными профилями из дынек и бусин. Крупные арочные окна по их сторонам обрамлены наличниками с прогнутыми килевидными рамками; окна второго света размещены по двум осям и имеют гребешковые очелья. Широкий наборной карниз из городков, поребрика и пилы раскрепован у пят четырех крупных кокошников аттика. Барабаны опоясаны аркатурно-колончатыми поясами. Грани четверика и столпа колокольни обработаны ширинками, на углах – лопатки. В основании шатра с северной стороны, над килевидными завершениями арок звона, выступает надстройка часового механизма. К западному фасаду примыкает поздний притвор с фронтонным портиком, шесть колонн которого, расположенные попарно, обрамляют вход в храм и в палатки. Основное помещение храма перекрыто поперечным лотковым сводом, апсида – конхой, трапезная – полулотковым с распалубками над окнами. Первый ярус колокольни имеет крестовый свод; помещения палаток – коробовые. Клеевая роспись в четверике и трапезной – характерный образец живописи 1-й пол. 19 в., в котором сочетаются барочные по стилю композиции и классицистический гризайльный декор. В исполнении отдельных фигур широко использованы приемы иконного письма, условная моделировка объемов. Первоначальный колорит отличался богатством цветовой палитры, состоящей из преимущественно ярких, светлых, легких тонов. В своде представлена композиция «Коронование Богоматери» в окружении ангелов. Три стены объединены живописным антаблементом, который проходит между окнами верхнего и нижнего света. Антаблемент несут украшенные капителями рисованные колонны, а над ним изображена аркада композитного ордера. Эта гризайльная декорация составляет основу всей структуры росписи. Композиции расположены на стенах в два яруса: вверху в центре боковых стен изображены «Покров» (южная) и «Похвала Богоматери» (северная); внизу фигуры святых. На западной стене над аркой – большая композиция «Страшный суд», а по сторонам от нее – по три евангельских композиции (одна над другой). В алтарной конхе написана «Новозаветная Троица». Стена отделена от конхи рисованным антаблементом, который поддерживают шесть гризайльных колонн. По сторонам были изображены фигуры святых и сцены «Страстей» (сохранилось «Снятие с креста»). В трапезной на восточном лотке свода расположена композиция «Величит душа моя Господа», а на коробовых склонах, расчерченных на восемь частей, – сцены, иллюстрирующие «Отче наш».