Монастырь Святоезерский Сенегский (Святоезерская пустынь)
Монастырь Святоезерский Сенегский (Святоезерская пустынь)

Монастырь Святоезерский Сенегский (Святоезерская пустынь)

Расположена на небольшом холме, носящем название «Грива», в северной части поселка на берегу Святого озера. Легенда связывает основание пустыни с именем некоего старца Филарета, поселившегося в нач. 14 в. в пещере, вырытой в холме. На месте колодца, выкопанного старцем, со временем образовалось обширное озеро, получившее в народе название Святое. Еще в 19в. местность эта, окруженная густыми лесами и болотами, продолжала носить название Филаретовской. В конце 14 в. отшельническая обитель привлекла внимание митрополита Киприана, окончательно утвердившегося на московской кафедре в 1390 г. Киприан поставил здесь первую деревянную церковь Преображения. Как митрополичье владение, пустынь существовала и в 1-й пол. 15 в. при преемнике Киприана митрополите Всероссийском Фотии. Пребывание здесь в 1411 г. спасло Фотия от пленения отрядом татарского царевича Талыча. В память об этом чудесном спасении митрополит построил здесь новую деревянную церковь Рождества Богородицы. Вероятно, при Фотии пустынь превратилась в мужской монастырь под наименованием Святоезерского Спасского Сенегского (в полное название монастыря входит второе местное название озера – Сенга-озеро). Очевидно в нач. 17 в. – в период Смуты – пустынь, как и многие другие поселения этой местности, была разорена: по описи 1680 г. в пустыни не было старых церквей, но вместо них упоминаются новые деревянные храмы: теплый Иверский и холодный Афанасия Афонского. Вблизи церквей на отдельно стоящих столбах висели четыре колокола. Известно, что находящаяся в это время в ведении Суздальской и Юрьевецкой епархии пустынь содержалась на средства владеющих с 1608 г. с. Нижний Ландех князей Пожарских. Традиция эта была продолжена и новыми владельцами села князьями Черкасскими, получившими Нижне-Ландехскую вотчину в 1682г. Пожар 1719 г. привел к перестройке церкви Афанасия Афонского с созданием при ней теплой трапезной, что вряд ли было возможно без помощи тех же Черкасских. В течение всей первой половины 18в. наблюдается угасание пустыни. В 1752 г. здесь было всего пять монахов. 15 декабря 1756 г. обе деревянные церкви и отдельно стоящая колокольня сгорели. После пожара уцелела лишь часть братских келий, в одной из которых некоторое время проводили богослужение. В 1757 г. здесь была поставлена новая деревянная теплая Иверская церковь, после чего началось строительство первого кирпичного храма Афанасия Афонского, затянувшееся из-за недостатка средств на 24 года. В 1764 г., в связи с общегосударственной политикой секуляризации церковных владений, Святоезерская пустынь была упразднена. Помимо двух церквей, деревянной Иверской и строящейся каменной Афанасия Афонского, к этому времени в обители, окруженной деревянным забором, существовали: деревянная “на столбах” (очевидно каркасная) крытая тесом колокольня с семью колоколами, шесть деревянных келий, два житных амбара, скотный двор. С упразднением пустыни ее храмы были переданы приходу, а к концу 18 столетия рядом с ними остались лишь два дома – священника и пономаря. К 1831 г. из двух обветшавших храмов было решено оставить один – Афанасия Афонского, пристроив к нему вместо разобранной деревянной церкви южный Иверский придел, освященный в 1834 г. Несмотря на отдаленность и бедность, бывшая пустынь продолжала пользоваться особым почитанием окрестных жителей и новых владельцев Нижнего Ландеха князей Щербатовых. Это способствовало стихийному восстановлению пустынножительства здесь уже в 1-й пол. 19 в. В 1843 г. на средства крестьянина Нижнего Ландеха Н.М. Косарева был построен приют для богомольцев, а в 1854 г. на средства шуйского фабриканта М.С. Посылина создан и передан Владимирской епархии комплекс зданий для размещения богадельни. Он включал одноэтажный дом на пять комнат с мезонином, кухонный флигель, амбар и погреб . 4 октября 1860 г. последовал указ Синода об открытии женского общежительного монастыря при церкви бывшей Святоезерской пустыни. При этом предписывалось обязательное восстановление прежней деревянной церкви. Первой настоятельницей нового монастыря была поставлена монахиня Владимирского Успенского монастыря Платонида. В 1863г. на средства жителя Нижнего Ландеха Фатова была выстроена новая деревянная церковь Преображения. Уже к 1864г. пустынь была обстроена новыми деревянными домами, среди которых упоминаются: два двухэтажных корпуса келий, три одноэтажных флигеля, скотный двор, сарай и баня. Вокруг монастыря возвели новую деревянную ограду. В 1869 г. здесь была поставлена еще одна деревянная церковь, Иверская, с полукруглым трехчастным алтарем и приделом Архангела Михаила на хорах. Вспыхнувший 8 июля 1903г. пожар уничтожил все деревянные постройки. Восстановление обители началось в 1904 г. со строительства на предполагаемом месте первого храма Преображения необычно крупного пятиглавого Казанского собора, рассчитанного на 750 человек. Размах такого строительства был возможен лишь благодаря крупным пожертвованиям от семьи шуйских фабрикантов Терентьевых. Храм был освящен 19 августа 1907 г. Перед Октябрьской революцией на территории монастыря помимо нового Казанского храма и церкви Афанасия Афонского находилась деревянная церковь Преображения, дом игумении, два двухэтажных сестринских корпуса, отдельный Хлебный флигель, кельи схимонахинь и деревянная ограда с башнями по углам. За оградой располагались дома для духовенства, гостиница, скотный и конный дворы, мельница и огород. В нач. 20в. здесь жило 17 монахинь и 58 послушниц. В советское время часть построек и ограда монастыря были уничтожены, а сохранившиеся сооружения приспособлены под склады Мугреевского торфопредприятия. В 1993г. была восстановлена община приходского Казанского храма Святоезерской пустыни, а в апреле 1998г. состоялось открытие Святоезерской пустыни как женского монастыря. Несмотря на утраты завершений храмов и отсутствие ограды этот небольшой комплекс сохраняет единство облика скромной провинциальной обители, главными композиционными доминантами которой остаются три храма, расположенные в центре территории. Стилистический облик пустыни определяют архаизированные в национальном духе формы позднего барокко и классицизма, а также неорусский стиль нач. 20в. Особую индивидуальность силуэту комплекса придает необычный для русской архитектуры четырехгранный шатер колокольни церкви Афанасия Афонского – главный вертикальный ориентир в панораме поселка. Территория пустыни, прямоугольная в плане, ограничена с запада ул. Советской, а с севера берегом Святого озера. В центре наиболее высокую точку рельефа занимает Казанский собор, к северо-западу от него и чуть ниже по рельефу поставлена церковь Афанасия Афонского, тогда как небольшая и менее заметная деревянная церковь Преображения расположена между ними. Границы комплекса обозначены расположенными по периметру участка одноэтажными и двухэтажными деревянными корпусами келий, оставляющими свободной от застройки только западную, выходящую к озеру сторону. Все жилые здания, в числе которых дом игуменьи, сестринский корпус, дом священника, кельи схимонахинь, флигель и гостиница построены не ранее нач. 20в. Часть застройки по восточной границе – новая на фундаментах бывших здесь прежде келий.