Станция железнодорожная "Буй"
Одна из крупнейших станций Северной железной дороги на линии Вологда – Вятка, построенная по типовому проекту и сохранившая развитый комплекс пассажирских, инженерных и жилых сооружений в формах поздней эклектики, модерна и неоклассики советского времени. Прокладка линии между Вологдой и Вяткой была запланирована «Обществом Московско-Ярославской железной дороги» в кон. 1890-х гг. Новая линия должна была связать в единую систему две железных дороги, Северную и Пермскую, открыв, таким образом, непрерывный путь от столиц к Уралу. По первому предложению Министерства путей сообщения дорога должна была проходить через Ликургскую волость с северной стороны Галичского озера, но по ходатайству местных помещиков, и особенно шталмейстера двора В.В. Сипягина, владевших обширными лесными угодьями в центральной и южной частях Костромской губернии, был принят второй, южный вариант пути через Буй, Галич и Мантурово. Проект линии протяженностью 637 км, выполненный инженерами И. Подруцким и В. Кленовым, был утвержден МПС в 1898 г. В 1900 г. в связи с изменением экономической стратегии государства железная дорога была взята в казну, и ее возведение осуществлялось на государственный счет. Изыскания трассы начались в 1902 г., а зимой 1903 г. под руководством инженера П.И. Замятина приступили к строительным работам. К песчаной площадке, выбранной для станции южнее окраины города, была прорублена просека, определившая направление железнодорожного пути и сформировавшегося вдоль него пристанционного поселка. Открытие движения поездов состоялось 24 ноября 1906 г. Станция Буй, на которой размещалось правление 17 участка пути, относилась к III классу – высшей категории станций на этой железнодорожной линии (к этому же классу относились Николо-Полома, Шарья, Свеча и Вятка). Кирпичное пассажирское здание с набором привокзальных построек, а также пристанционный поселок с типовыми домами, относящимися к двум этапам развития всей линии железной дороги, разместили с восточной стороны путей, а крупное веерное локомотивное депо на 17 стойл с мастерскими (открыто 1 октября 1905 г.) – с другой. В годы революции 1905 г. в депо возникла первая в Буе социал-демократическая группа, созданная большевиком И.Я. Гединским. В 1905 г. был сооружен металлический мост через р. Кострому. С присоединением в 1906 г. к Волго-Вятской дороге участка Вологда – Обухово, связавшего дорогу с Петербургом, нагрузка на станцию увеличилась, что стимулировало рост пристанционного поселка, где в начале и середине 1910-х гг. был выстроен ряд новых деревянных жилых домов. В 1913 г. южнее вокзала на платформе была построена каменная часовня, обращенная в 1915 г., в память 300-летия Дома Романовых, в церковь с посвящением Николаю Чудотворцу. Инициатором открытия церкви выступила игуменья Троицкого женского монастыря в с. Сумарокове (ныне в Сусанинском р-не) Иоанна (Успенская). В подклете храма предполагалось устроить кельи для двух монахинь. В послереволюционное время железнодорожная станция продолжала развиваться. В 1930-е гг. севернее основного локомотивного депо было сооружено еще одно, также веерного типа, использовавшееся для ремонта подвижного состава пассажирских поездов (в послевоенные годы оно было закрыто и в нем разместились различные службы и подсобные мастерские станции). Одновременно продолжал расти поселок, застраиваемый деревянными зданиями: в начале улицы, получившей в 1927 г. название Х годовщины Октября, был возведен клуб железнодорожников, асимметричная композиция которого, основанная на сочетании разновысоких объемов, и графичный плоскостный декор были характерны для стилистики рационального модерна, рядом с клубом появилось одноэтажное здание школы, напротив вокзала – двухэтажный корпус железнодорожной поликлиники, южнее нее – несколько новых многоквартирных домов и ясли, а за дорогой в 1929 г. была построена железнодорожная больница. В 1-й пол. 1930-х гг. сформировалась планировочная структура центральной части поселка: на привокзальной площади был устроен сквер с памятником В.И. Ленину (1934), южнее на вытянутом участке между улицей и железнодорожным полотном разбили детский парк с цветочными клумбами и фонтаном, а севернее расчистили площадку под стадион. В 1931-1934 гг. вокзал и храм, в котором устроили спортзал, были соединены между собой промежуточным объемом. В 1950-е гг. однородная деревянная застройка главной улицы поселка была нарушена: на месте деревянной поликлиники напротив вокзала были сооружены два трехэтажных кирпичных дома в традициях советской неоклассики, оформившие парадный въезд на площадь. В 1960-е гг. площадь, названная именем Ленинского комсомола в честь юбилея ВЛКСМ, была реконструирована: по оси проезда появился новый памятник Ленину, окруженный сквером с цветниками, на участке, в довоенное время занимаемом стадионом, разместилась автостанция, а с юга и востока пространство площади ограничили два пятиэтажных жилых дома. В 1962 и 1987 гг. комплекс депо был расширен постройкой еще двух зданий для локомотивов, каждое на три стойла. Во 2-й пол. 1990-х гг. пришедшие в ветхость клуб железнодорожников и железнодорожная школа были снесены, некоторые из жилых домов искажены позднейшими пристройками. В настоящее время площадь носит название Привокзальной. Несмотря на утраты, станционный комплекс с полным набором инженерно-технических сооружений и поселком хорошо сохранил свою структуру. Планировочно он делится на три части. Центром композиции комплекса является крупное кирпичное здание вокзала с церковью Николая Чудотворца. Севернее вокзала на платформе находится туалет, а южнее – багажный сарай, дальше которого, за пределами платформы расположен деревянный пакгауз. На северной стороне привокзальной площади стоит водоемное здание (водонапорная башня). Все постройки, кроме пакгауза, выполнены из кирпича. Вторая, техническая часть комплекса, состоящая из кирпичных сооружений, расположена с западной стороны путей. Основным здесь является главное локомотивное депо с примыкающим к нему с севера корпусом мастерских и котельной. Западнее депо находится маленькое здание лаборатории. Водоподъемное здание (насосная станция) находится на значительном расстоянии к северо-западу от основного комплекса на берегу реки рядом с железнодорожным мостом. Третья часть комплекса - пристанционный поселок - отражает несколько этапов жилого строительства и имеет четко выраженный линейный тип планировки. Все жилые дома поселка поставлены на небольших приусадебных участках по обеим сторонам ул. Х годовщины Октября, идущей с востока параллельно железнодорожному полотну. Большинство одноэтажных домов по четной стороне улицы были построены в нач. 20 в. Нечетная сторона улицы начала застраиваться только в 1920-е гг. Два дома, вероятно, предназначавшиеся для работников депо, находятся у самой железнодорожной линии; за ними стоит кирпичный цилиндрический объем промежуточной насосной станции. На некоторых участках за домами сохранились деревянные сараи, туалеты и один погреб-ледник. В 1930-х гг. в конце рядовой застройки улицы появилось еще два многоквартирных двухэтажных здания. В 1950-е гг. единый фронт застройки по четной стороне улицы был разделен на две части двумя крупными трехэтажными каменными домами, поставленными по сторонам широкого проезда к привокзальной площади. На значительном расстоянии от основной застройки у железнодорожного переезда, к которому ведет улица, сохранился деревянный дом путевого обходчика (пост № 725).