Церковь Троицы
Церковь Троицы

Церковь Троицы

Один из распространенных типов сельского храма 18 в., отличающийся своеобразной уплощенной трактовкой фасадного декора в стиле барокко. Кирпичный храм с приделами Рождества Богоматери и Николая Чудотворца был построен в 1777 г. на средства местного помещика Ивана Федоровича Нелидова, усадьба которого с двухэтажным деревянным на кирпичном цоколе домом находилась западнее церкви. В 1914 г. усадьба принадлежала галичским купцам братьям Бородатовым. К настоящему времени от усадьбы сохранились остатки главного дома (кирпичный цокольный этаж) и фрагмент липового боскета к юго-западу от храма, а также небольшой обвалованный пруд к северо-западу от него. Трехъярусная колокольня, увенчанная шпилем, и кирпичная ограда, окружавшая церковную территорию, утрачены, растесаны нижние окна здания. Церковь стоит на краю села, на территории кладбища, полого понижающейся к берегу р. Никши. Композиция основного объема принадлежит к типу восьмерик на двусветном четверике; в завершении — световой восьмигранный барабанчик с миниатюрной главкой. Восточные углы пониженных алтаря и широкой трапезной срезаны. Четверик основного объема расчленен каннелироваными пилястрами, служащими зрительной опорой профилированного карниза с редкими зубчиками. Прямоугольные нижние проемы (в центре более высокий дверной) и меньшие по размеру окна второго света (над дверью окно круглой формы) заключены в гладкие рамочные наличники с ушами. Между ярусами окон помещены плоские кирпичные вставки геометрического рисунка. Оконные проемы восьмерика помещены в неглубокие вертикальные ниши, в нишах находятся и проемы трапезной с аналогичными четверику наличниками и декоративными надоконными вставками. Внутри храмовый восьмерик перекрыт восьмилотковым сводом, прорезанным световым кольцом барабана; переход к четверику осуществлен с помощью трехступенчатых тромпов. В алтарь, перекрытый коробовым сводом, замкнутым лотком с восточной стороны, ведут три высоких арки. Трапезная перекрыта системой крестовых и усложненных лотковых сводов, опирающихся на подпружные арки, переброшенные со стен на два столба, сдвинутые к востоку. По сторонам прохода в основной храмовый объем в местах придельных алтарей сохранились глубокие арочные ниши с конхами.