Станция железнодорожная "Нерехта"
Станция железнодорожная "Нерехта"

Станция железнодорожная "Нерехта"

Развитый комплекс железнодорожной станции, сохранивший полный набор пассажирских, инженерных и жилых построек в формах русского стиля и эклектики. Станция расположена в северо-западной части города. Концессия на строительство линии от Ярославля до Костромы через Нерехту протяженностью в 96 км, полученная акционерным Обществом Московско-Ярославской железной дороги в 1885 г., позволила связать с общероссийской транспортной сетью три крупных центра текстильной промышленности – Ярославль, Нерехту и Кострому. Главным инженером дороги был назначен С. Чоколов, подписывавший все проектные чертежи, проекты деревянных зданий выполнял архитектор Е.С. Бикарюков. Все чертежи были утверждены Министром путей сообщения в мае – июне 1887 г., а в 1888 г. дорога была сдана в эксплуатацию. Станция «Нерехта» являлась одной из основных на линии Ярославль – Кострома, входящей в состав Северной железной дороги. Комплекс в Нерехте, построенный по береговому типу, относился в III классу станций (станций I класса на линии не было). К пуску линии здесь были построены основные пассажирские и инженерные сооружения, а также два деревянных жилых дома для служащих. Здание вокзала, как и основной на линии вокзал в Костроме, было выдержано в формах русского стиля. Основной акцент в его композиции делался на кирпичную среднюю часть, пышный декор которой обладал ярко выраженным национальным характером, и эффектную кровлю с ажурным металлическим гребнем по коньку и «теремными» слуховыми окошками на скатах. По первоначальному проекту, стены кирпичной части предполагалось украсить поливными изразцами. Остальные сооружения возводились по типовым проектам, выработанным для всей дороги. В 1897 г. к Нерехте подошла линия, связавшая ее с Середой (ныне г. Фурманов Ивановской обл.), где находились крупнейшие текстильные фабрики уезда. Видимо, в связи с расширением станции, рядом с ней был выстроен еще один жилой дом для железнодорожников. В 1920-е годы (?) рядом с пакгаузом был выстроен навес. Во время неоднократных ремонтов советского времени была искажена форма кровли на здании вокзала, а его внутренняя планировка изменена. В кон. 20 в. общая композиция комплекса нарушена строительством новых двухэтажных кирпичных зданий, масштабно не согласованных с историческими сооружениями. В нач. 21 в. значительно пострадал фасадный декор вокзала, его деревянные крылья были обшиты сайдингом, а здание локомотивного депо расширено крупной пристройкой. Комплекс железнодорожных сооружений расположен с восточной стороны железнодорожного полотна. Центром композиции является здание вокзала, севернее него находятся кирпичные лавка, водоемное здание (водонапорная башня) и локомотивное депо, а южнее – кирпичный багажный сарай и деревянные навес и пакгауз. Три деревянных дома для служащих расположены по сторонам привокзальной площади – один, кон. 19 в., по ее северной стороне (ул. Победы, 4) и два более ранних – по восточной (пл. 30-летия Победы, 1 и ул. Металлистов, 1).